Перечень положенных государственных выплат человеку, перенесшему инсульт

Как получить страховые выплаты медикам, заболевшим коронавирусом

Как получить страховую выплату медику, заразившемуся коронавирусом:

  1. Обратиться в медицинскую организацию за помощью.
  2. Подтвердить болезнь.
  3. Дождаться вердикта комиссии по расследованию случая.
  4. Получить деньги.

Кто и на каком основании получит выплату

Эпидемия COVID-19 стала серьезным вызовом системам здравоохранения всех стран мира, в том числе российской. На передовой войны с новым вирусом оказались врачи, младший медицинский персонал и сотрудники скорых. Они же подвергаются наибольшей опасности: учитывая количество контактов с зараженными, медицинский персонал рискует получить наибольшую вирусную нагрузку. А чем она больше, тем в среднем тяжелее течение заболевания и вероятнее смерть или инвалидизация.

Учитывая это, еще весной 2020 года в первую волну эпидемии российские власти разработали систему дополнительного стимулирования труда медработников и дополнительных денежных компенсаций, положенных, если врач все же заразился COVID-19.

Перечень того, какие выплаты положены медработникам, заболевшим коронавирусом, приведен в указе президента №313, это:

  • единовременная компенсация по факту заражения и утраты трудоспособности, не связанной с инвалидизацией;
  • единовременная выплата медработникам, заразившимся коронавирусом на работе, болезнь которых привела к инвалидности;
  • единовременная компенсация семье врача, умершего от COVID-19.

Претендовать на компенсацию вправе врачи, средний и младший медицинский персонал и водители машин скорой помощи при одновременном соблюдении следующих условий:

  • их должностные обязанности предполагают контакты с коронавирусными больными;
  • такие контакты имели место;
  • заражение произошло на работе в связи с исполнением служебных обязанностей;
  • гражданин имеет подтвержденный COVID-19.

Отдельное условие предусмотрено для претендентов на единовременную компенсацию в связи с временной потерей трудоспособности, не связанной с инвалидизацией, — получить ее вправе медработники, у которых зафиксировано заболевание, развившееся на фоне COVID-19. Имеет значение не любое заболевание, перечень заболеваний для получения выплат по коронавирусу установлен распоряжением правительства №1272-р от 15 мая 2020 года. В число таких заболеваний входят, например:

  • сепсис;
  • легочная эмболия;
  • легочный отек;
  • почечная недостаточность;
  • кардиореспираторная недостаточность.

Размеры выплат

Размер, в котором осуществляется страховая выплата медикам, пострадавшим из-за коронавируса, установлен в указе президента №313 и составляет:

  • 68 811 рублей, если медработник заболел, но это не привело к инвалидности;
  • 688 113 рублей, если после COVID-19 наступила инвалидность III группы;
  • 1 376 226 рублей, если из-за болезни наступила инвалидность II группы;
  • 2 064 339 рублей, если медработник стал инвалидом I группы;
  • если из-за COVID-19 медик скончался, его семья получит 2 752 452 рубля.

Таким образом, ответ на вопрос, кому из медиков, заболевших коронавирусом, положена страховая выплата 68 тысяч, можно представить в виде списка:

  • те, кто работали с коронавирусными больными и имели с ними подтвержденные контакты;
  • заразились COVID-19;
  • на фоне коронавируса переболели одним или несколькими заболеваниями из перечня, утвержденного распоряжением №1272-р.

Как узнавать об ограничениях и других мерах из-за коронавируса

КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.

Куда обращаться за деньгами

Деньги для компенсаций перечисляет Фонд социального страхования, но обращаться в него напрямую не требуется. Порядок, как получить выплату медику, переболевшему коронавирусом, следующий:

  1. Заболевший медработник обращается в медицинскую организацию или его туда доставляют, если состояние тяжелое.
  2. Организация, к помощи которой прибегнул гражданин, проводит анализ на коронавирус. По общему правилу требуется лабораторное исследование, если возможности его проведения нет, установить факт заболевания врачи вправе с помощью заключения медкомиссии на основании КТ легких пациента.
  3. Установив у пациента коронавирус, медицинская организация, в которой он наблюдается, незамедлительно сообщает об этом его работодателю и в ФСС.
  4. На территории работодателя создается специальная комиссия, в которую входят представители работодателя, медучреждения, в котором пациент наблюдается, и ФСС.
  5. Комиссия расследует ситуацию заразившегося медицинского работника и устанавливает, входят ли в его должностные обязанности контакты с коронавирусными больными и были ли такие контакты.
  6. Если при подтвержденном коронавирусе и наличии одного или нескольких сопутствующих заболеваний из Перечня комиссия устанавливает, что заражение произошло на работе и в связи с работой, она составляет и направляет в ФСС специальную справку.
  7. Получив заключение комиссии, ФСС производит перевод денег.
Читайте также:
Очистка воды в квартире: способы, оборудование, критерии выбора и особенности монтажа

На проведение расследования комиссии дается один день. Еще день в случае положительного заключения необходим ФСС на перечисление средств. Фактически перечисление занимает около трех дней.

Таким образом, ответ на вопрос, куда обращаться медикам за выплатой по коронавирусу, такой: никуда за выплатой обращаться не нужно, обратиться необходимо только за медицинской помощью и подтвердить COVID-19, все расследование проходит без участия больного.

Какие документы потребуются

Если медработник перенес болезнь в легкой форме и его заболевание не привело к инвалидности или смерти, от него никаких документов не потребуется, кроме тех, которые необходимы при обращении за медицинской помощью (паспорта и полиса ОМС). Справку о наличии COVID-19 выдаст учреждение, в которое он обратился за помощью. Документы, подтверждающие, что он работал с коронавирусными больными, предоставит работодатель. Справку в ФСС направит комиссия самостоятельно. Заразившемуся медработнику необходимо только получить выплату.

Сложнее дело обстоит в случае выплаты, если у медработника обнаружили коронавирус и заболевание привело к инвалидности. В этой ситуации для получения выплаты придется пройти медико-социальную экспертизу и получить ее заключение о назначении определенной группы инвалидности.

Что делать, если деньги не выплатили

Нередки случаи, когда выплаты переболевшим ковид-19 не назначаются, потому что случай не признают страховым. Решение аргументируется, например, тем, что медработник заразился не на работе, а в быту.

Если выплату не назначили и медработник находит это несправедливым, действия и бездействие работодателя и ФСС следует оспаривать с помощью официальных обращений в:

  • Росздравнадзор;
  • прокуратуру;
  • суд.

К борьбе за компенсации следует привлекать профсоюзы, в том числе независимые, которые имеют ресурс юридической помощи. Кроме того, через профсоюзные движения есть возможность найти других медработников в аналогичной ситуации и готовить коллективные жалобы и обращения — они более эффективны, чем единоличные, и вызовут отклик у контролирующих органов.

Алгоритм назначения выплат медработникам, заразившимся коронавирусом

специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда

Расскажем, как правильно провести расследование, если медик заразился при выполнении трудовых обязанностей, чтобы выплата была получена с первого раза. Разберем особенности признания страховых случаев

Какие выплаты положены медикам

В борьбе с новой коронавирусной инфекцией участвуют 433 тысячи российских медработников, в том числе 114 тысяч врачей, 240 тысяч фельдшеров и медицинских сестер и братьев, 47 тысяч работников из числа младшего медицинского персонала, 44 тысячи студентов медицинских вузов и около 5000 волонтеров (из доклада заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Татьяны Семеновой). Во время пандемии коронавируса погибло 1378 человек.

Чтобы поддержать заболевших медработников и членов их семей, Президент РФ издал Указ № 313 от 6.05.2020 года о выплате денежной компенсации пострадавшим медикам.

Читайте также:
Основы рисования красками на лице

Единовременная страховая выплата медикам за коронавирус производится за счет сверхлимитных средств Фонда социального страхования.

Причинение вреда здоровью в связи с развитием заболевания или осложнения, вызванного COVID-19 и повлекшего временную нетрудоспособность, но не приведшего к инвалидности.

Заболевание/осложнение должно быть включено в перечень, утверждаемый Правительством РФ

2 064 339 руб. — инвалиду I группы

1 376 226 руб. — инвалиду II группы

Порядок проведения расследования профзаболевания коронавирусом

Если работник выжил и не стал инвалидом

Расследование ведется согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2021 № 239.

Чтобы пострадавший медик смог получить выплату, необходимо, чтобы установившая диагноз медицинская организация подала работодателю извещение. Но и отсутствие такого извещения не основание лишить работника права на выплату. В этом случае работодатель может сам отправить запрос в организацию по месту выписки листка нетрудоспособности.

Практика взаимодействия с территориальным органом ФСС показывает: в выплатах отказывают, если в диагнозе указан только COVID-19 и не указано осложнение. Для назначения выплаты недостаточно только результатов ПЦР на новую коронавирусную инфекцию (НКИ). В медицинском заключении должен быть указан диагноз из Перечня заболеваний и осложнений (утв. Постановление Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р).

В правительственный перечень входят:

Код по МКБ-10 Наименование
J02-J06 Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (без развития пневмонии, потребовавшие назначения врачом этиотропной терапии)
J12 Вирусная пневмония, не классифицированная в других рубриках (любой стадии)
I40.0 Инфекционный миокардит
I74 Эмболия и тромбоз артерий
К71 Токсическое поражение печени
A40-А41 Сепсис
D65 Диссеминированное внутрисосудистое свертывание [синдром дефибринации]
J80 Синдром респираторного расстройства [дистресса] у взрослого
J81 Легочный отек
J84 Другие интерстициальные легочные болезни
J95 Респираторные нарушения после медицинских процедур, не классифицированные в других рубриках
I26 Легочная эмболия
K72 Печеночная недостаточность, не классифицированная в других рубриках
N17-N19 Почечная недостаточность
R09.2 Кардиореспираторная недостаточность
R65 Синдром системного воспалительного ответа

Пример. Основное заболевание — COVID-19, код U 07.1, вирус идентифицирован. Осложнение — легочный отек, код J81. Сопутствующих заболеваний нет. Если указан только код U 07.1, вирус идентифицирован, но не указан один или несколько кодов из перечня № 1272-р, то работник не получит возмещения.

Когда извещение о диагнозе будет получено, нужно провести расследование. Комиссия должна установить, пострадал ли работник от новой инфекции при исполнении трудовых обязанностей или возможен бытовой путь заражения. При установлении связи заболевания с профессией применяется порядок, указанный в Постановлении № 239.

Обратите внимание: если заболевание не привело к смерти, факт работы медика в ковидарии достаточен, чтобы признать случай страховым и подлежащим назначению выплаты.

Ковидарий — одно или несколько структурных подразделений медицинской организации, которое специально создано для оказания помощи больным коронавирусом.

Если медик не участвует в работе подразделения, он не имеет право на выплату, так как не исключается преимущественно бытовой контактный путь заражения. Нельзя уравнивать работников больницы в Коммунарке и окулиста в районной поликлинике.

Таким образом, для положительного решения по выплате для выживших работников не требуется заключения центра профпатологии о признании случая страховым. Такое заключение требуется только в случае смерти медработника или если он стал инвалидом.

Чтобы выживший медик получил компенсацию, комиссия должна составить справку и приложить к ней:

  • протокол расследования;
  • приказ о развертывании отделения о борьбе с новой коронавирусной инфекцией;
  • дополнительное соглашение к трудовому договору о доплатах за работу с больными НКИ;
  • письменное согласие сотрудника на продолжение трудовой функции в условиях риска инфицирования НКИ в свободной форме;
  • любые другие документы, подтверждающие факт работы в ковидарии.

После того как документы будут представлены в ФСС, в течение четырех рабочих дней должна быть произведена выплата на банковскую карту пострадавшего работника.

Если медработник умер от ковида

Расследование проводится в этом случае согласно Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.

Если причиной смерти стало заражение коронавирусом во время работы в ковидарии, это страховой случай. Расценивается как хроническое профессиональное заболевание. Расследование проходит в несколько этапов:

  1. Медорганизация в течение трех дней должна направить в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора экстренное извещение.
  2. Центр эпидемнадзора в двухнедельный срок представляет в Центр профпатологии санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, акт эпидемиологического расследования очага инфекционной болезни с установлением причинно-следственной связи.
  3. Центр профпатологии устанавливает заключительный диагноз, составляет медицинское заключение о наличии профзаболевания и в течение трех дней направляет его в центр эпидемнадзора, работодателю, страховщику и в медучреждение.
  4. Работодатель в течение 10 дней с момента получения извещения о заключительном диагнозе создает врачебную комиссию. В нее входят представитель работодателя, ответственный за охрану труда сотрудник, представители медучреждения и профсоюзного или представительного органа.

Для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы (п. 25 Положения о расследовании):

  • приказ о создании комиссии;
  • санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника (Приложение № 2 к Приказу Минздрава РФ от 28.05.2001 № 176);
  • сведения о медицинских осмотрах;
  • выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;
  • протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;
  • экспертные заключения, результаты исследований и экспериментов (акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни);
  • медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;
  • копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;
  • выписки из ранее выданных по данному производству предписаний центра госэпиднадзора;
  • другие материалы по усмотрению комиссии.

Комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний. По результатам комиссия составляет акт расследования о случае профессионального заболевания, который и станет основанием для выплаты 2,7 млн руб. родственникам умершего согласно Указу РФ № 313.

Кроме подачи информации в ФСС, работодатель обязан разработать и утвердить Перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по локализации и ликвидации очага. Об исполнении плана необходимо известить Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Как организовать охрану труда в медорганизации, узнайте на курсе «Охрана труда в здравоохранении».

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Прекратить начисление платы за превышение норм негативного воздействия на работу системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод без проведения контрольного отбора проб – предписание УФАС

Прекратить начисление абонентам платы за превышение норм негативного воздействия на работу системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод без проведения контрольного отбора проб в срок до 11 июня 2021 года – предписание антимонопольного органа

Правомерно ли МП г. Пскова «Горводоканал» начисляло абонентам плату за негативное воздействие на работу системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод без проведения контрольного отбора проб – разбирались в УФАС (Дело № 060/01/10-721/2020)

Жалобы

Более 15 жалоб от псковских организаций и предпринимателей поступило в УФАС с просьбой разобраться с нарушениями коммунальной организацией процедуры начисления платы за сверхнормативное негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

Среди заявителей – представители гостиничного бизнеса, предприниматели, которые сдают в аренду помещения в многоэтажных домах, владеющие магазинами на первом этаже жилого дома, офисы, а также другие организации.

Все заявители считают, что плата за сброс вредных веществ и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения предъявляется им неправомерно, поскольку «Горводоканал» производит её начисление без контрольного отбора проб, то есть без подтверждения факта превышения в сбросах установленных показателей, и все в одночасье стали нарушителями.

Предыстория

С 1 июля 2020 года МП г. Пскова «Горводоканал» в связи с изменением законодательства (вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации») МП г. Пскова «Горводоканал» начало (практически автоматически) выставлять счета за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для определенных объектов. Начисления предприятие производило без выезда на объект, без проведения отбора и анализа проб сточных вод.

Законодательство

В соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении (основного закона, который регулирует деятельность Горводоканала) в случае, если сточные воды, которые поступают от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать коммунальному предприятию расходы, связанные с таким воздействием.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлен порядок осуществления контроля состава и свойств сточных вод.

Согласно Правил, контроль состава и свойств сточных вод, в том числе визуальный осмотр, отбор проб и их анализ, должна обеспечивать организация, осуществляющая водоотведение, то есть Горводоканал.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена необходимость осуществления контроля состава и свойств сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение в отношении абонентов.

Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлены два вида платы:

– за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;

– за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.

Данными Правилами определен Порядок определения размера платы за сброс вредных веществ в сточные воды и компенсации за негативное воздействие сточных вод на работу системы водоотведения. Если сточные воды содержат загрязняющие вещества, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать расходы организации, осуществляющей водоотведение, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения. Размер компенсации рассчитывается по формулам, на основании результатов, полученных в ходе отбора и анализа проб.

Позиция МП г. Пскова «Горводоканал»

МП г. Пскова «Горводоканал» считает, что для объектов, среднесуточный объем сбросов которых не превышает 30 куб. м, контрольные мероприятия можно не проводить, а применять установленную формулу без подтверждения факта загрязняющих выбросов.

Кроме того, предприятие не обязано брать пробы сточных вод из помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах при отсутствии отдельного канализационного колодца.

Ну и наконец, предприятие не обязано брать пробы сточных вод с объектов абонентов, у которых отсутствует отдельный канализационный колодец, в котором отбор сточных вод на анализ можно взять отдельно от других абонентов.

В таких случаях МП г. Пскова «Горводоканал» применяет установленную формулу, которая просто предусматривает добавление устойчивого коэффициента 0,5, и неважно, попадают ли вредные вещества в сточные воды от организации или нет.

Позиция абонентов

Пример 1. ООО «Старые кварталы» (гостиничный комплекс «Old Estate») Крупный объект, расположенный в отдельно стоящем здании и имеющий отдельные канализационные колодцы.

ООО «Старые кварталы» силами двух лабораторий провело исследования состава сточных вод, согласно которым нарушения нормативов установлено не было, то есть состав сточных вод соответствует установленным требованиям. Однако результаты экспертиз МП г. Пскова «Горводоканал» не принял. (То есть и сами не берем, и вашу экспертизу не хотим).

Пример 2. ООО «Салон печати «НИКА» находится на 4-м этаже 4-этажного здания. Организация сдает в аренду помещения под фитнес-зал, фотостудию и офисы. (!)

Отдельного колодца у ООО «Салон печати «НИКА» нет, так как помещения, принадлежащие обществу, подключены к внутренней системе водоотведения всего здания.

Таким образом, организовать отдельный канализационный колодец не представляется возможным, вместе с тем у МП г. Пскова «Горводоканал» имеется возможность отбора и анализа проб от всего объекта, чтобы установить, если ли нарушения у всего объекта или нет.

3 пример. Магазин одежды, расположенный на 1-ом этаже многоквартирного жилого дома. Отдельного канализационного колодца нет, магазин подключен к внутренней системе водоотведения жилого дома. То есть взять отбор проб отдельно у организации невозможно, но МП г. Пскова «Горводоканал» имеет возможность отбора и анализа проб от подъезда.

Позиция антимонопольного органа: «Каждый считается честным, если не доказано обратное» (принцип Римского права)

«Указанные начисления произведены без проведения МП г. Пскова «ГОРВОДОКАНАЛ» отбора проб и подтверждения факта нарушения нормативов состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод.

До июля 2020 года данная плата не начислялась вовсе, а сейчас сама плата за пользование системой водоотведения, в которую, кстати, уже входит стоимость загрязнения и негативного воздействия, составляет всего 28 % от суммы платежей, все остальное – плата за сверхнормативное негативное воздействие и сброс загрязняющих веществ. Причем, возможно, начисленная без всяких оснований. Ну не должно быть так. Безусловно, окончательную точку поставит суд. Но я верю в справедливость наших подходов», – комментирует руководитель УФАС Ольга Милонаец.

Upd

В ходе рассмотрения дела МП г.Пскова «ГОРВОДОКАНАЛ» согласился с позицией Псковского УФАС и отменил плату за сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие для двух объектов, находящихся в многоквартирных жилых домах. Но мы ведем спор не за отдельные объекты, а за системный подход в применении спорного Постановления.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Природоохранный прокурор разъясняет: с 1 июля вступают в действие новые единые правила контроля состава и свойств сточных вод

Прокуратура области (Сахалинская область). 22 июня 2020

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, которые вступают в силу с 1 июля 2020 года. Постановление правительства устанавливает новый порядок взаимодействия между абонентами и водоканалами, единообразные требования к срокам и планам снижения сбросов в водные объекты, а также обновляет существующую систему компенсации наносимого экологического ущерба. Важное нововведение — утверждение правил по установлению нормативов состава сточных вод, которые включают расчет эффективности очистки стоков самими предприятиями. Если раньше регионы самостоятельно устанавливали нормативы и определяли штрафы за загрязненность, то теперь для всей страны будет действовать единый прозрачный и понятный порядок расчета нормативов и исчисления платы. До 1 июля органы местного самоуправления должны утвердить нормативы состава сточных вод абонентов, рассчитанные по единой, предусмотренной правилами формуле. После указанной даты водоканалы смогут рассчитывать плату за превышение абонентами установленных показателей загрязнения сточных вод. Для минимизации экологического ущерба установлены требования к содержанию плана снижения сбросов сточных вод, а также порядок и сроки его согласования. Помимо этого, постановление закрепило порядок начисления и взимания платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в сточных водах и превышающих установленные допустимые нормативы. В случае, если абонент не превысил плановые нормативы загрязнения, то плата может быть уменьшена на величину произведенных на эти цели затрат.

Мероприятия
и встречи

Под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание, на котором обсуждены итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020

09 декабря 2020, 12:17

Интервью
и выступления

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

08 декабря 2020, 21:00

Видео

Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

Расчёт оплаты за ПДК и негативное воздействие на работу системы водоотведения

С вступлением в силу изменений с 01.07.2020г. в Постановлении Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения» определены объекты абонентов, для которых производится:

1. расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения – п. 123(4)

Для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

-среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта (п.124 Правил 644);

-с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

-расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

-для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1,

К – коэффициент компенсации, равный 0,5;

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 – объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

2. расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (ПДК) – п.203

Для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

-среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта (п.124 Правил 644), используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

-с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

-расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

-для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

начисление платы за:

– негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВ 0,5),

– за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов (2 ПДК)

будет производиться ежемесячно за фактический объем сточных вод, отведенных в централизованную систему водоотведения города.

Выставленные счета необходимо оплачивать в течение 7-х дней с момента их получения.

Нормы сброса загрязняющих веществ в канализацию

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/717 от 24.12.2012

Организации заключили договор на отпуск воды и прием сточных вод. Договором закреплены месячные лимиты потребления воды. Помимо этого предусмотрено, что в случае превышения допустимого водопотребления и водоотведения компания должна оплатить превышение допустимых лимитов в пятикратном размере. Может ли организация в такой ситуации учесть в расходах по налогу на прибыль данные суммы и вправе ли принять к вычету налог на добавленную стоимость?

При определении материальных расходов следует руководствоваться положениями статьи 254 Налогового кодекса РФ. Так, в подпункте 7 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ содержится положение, которое указывает, что к материальным расходам относятся затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. К ним можно отнести также:

  • расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов;
  • расходы на захоронение экологически опасных отходов;
  • расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
  • платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.

Напомним, что при определении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Буквальное толкование этих норм приводит в недоумение налогоплательщиков. Вопрос, как учитывать суммы оплаты сверхлимитного потребления водоотведения, остается нерешенным. Специалисты финансового министерства в разные годы по-разному выказывались об этой проблеме.

В письме от 26.01.2006 № 03-03-04/4/18 они разъяснили, что плата за услуги по приему, отведению и очистке сточных вод, взимаемая с налогоплательщика на основании договора с организацией, осуществляющей такую очистку, в полном объеме относится к материальным расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

При этом в письмах Минфина России от 16.03.2006 № 03-03-04/1/238 и от 26.012006 № 03-03-04/4/18 специалисты указали иную точку зрения. Они отметили, что затраты по оплате сверхнормативного сброса в целях исчисления налога на прибыль не признаются расходами. В качестве подтверждения своей позиции они напомнили, что к материальным расходам относятся платежи только за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду. Платежи за сверхнормативный сброс абонентом загрязняющих веществ не учитываются при налогообложении прибыли.

Позиция налогового ведомства от мнения специалистов Минфина России не отличается. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2007 № 20-12/060976 отмечается, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах утвержденных лимитов могут включаться в состав материальных расходов. Платежи за сверхнормативные выбросы на основании пункта 4 статьи 270 Налогового кодекса РФ учесть нельзя.

Необходимо помнить, что правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации регулируются постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 617. В этих правилах указано, что отпуск питьевой воды и прием сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения. Он заключается между заказчиком и организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В таком документе обязательно предусматриваются порядок, тарифы и условия оплаты, включая платежи за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации города. Минфин России в письме от 25.09.2007 № 03-03-06/1/697 также подтверждает, что договором должна быть предусмотрена плата абонента за превышение норм допустимых концентраций.

Принимая во внимание позицию контролирующих органов, сделаем вывод: компания может учесть сумму оплаты сторонней организации за сверхнормативное водопотребление и превышение нормативов сброса сточных вод. Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений по учету в материальных расходах данных затрат. В пределах допустимых лимитов учитываются только платежи за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и иные аналогичные расходы.

В более поздних письмах Минфина России сообщается, что расходы по приему и очистке сточных вод учитываются в составе материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Отрадно, что суды в большинстве своем высказываются в пользу налогоплательщиков. В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13.05.2011 по делу № А53-13525/2010 судьи указали, что налоговые инспекторы необоснованно уменьшили расходы компании по приему и очистке сточных вод. В постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 № 7317/05 арбитры также пришли к решению, что прием сточных вод производится на основании договора, в котором предусмотрена плата за превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ при сбросе вод в систему канализации города. Следовательно, он является платой за услуги, оказанные сторонней организацией, по приему и очистке сточных вод. Такие расходы, как известно, правомерно учитывать в базе по налогу на прибыль.

Контроль состава и свойств сточных вод 2020: изучаем новые правила

22 мая 2020 года Правительство России Постановлением №728 утвердило принятие измененных и отредактированных Правил контроля состава и свойств сточных вод и поправки в Правила холодного водоснабжения и водоотведения — 2020.

В документе прописали алгоритм действия контролирующих органов. Основных пунктов три:

  • взятие проб;
  • их анализ;
  • визуальный контроль.

Что изменилось?

Специалисты называют поправки, дополнения и новые условия контроля масштабными и кардинальными. Порядок проведения контрольных мероприятий и нормативы состава сточных вод дополнились семью нововведениями:

  1. Установлена периодичность плановых контрольных проверок — они должны проводиться ежемесячно, а не ежеквартально, как было раньше.
  2. Введен визуальный контроль сточных вод — осмотр и проверка наличия посторонних материалов, веществ или отходов в сбрасываемых водах. Их наличие проверяется без взятия проб на анализ, если они визуально замечены специалистом. Для того чтобы определить состав стоков, у водопроводно-коммунальной организации должно быть в наличии специальное оборудование.
  3. Регламентировано использование автоматических устройств для проведения исследований забранной воды.
  4. Уточнены условия забора проб.
  5. Для специалистов представлены конкретные методы и регламенты исследований взятой на пробы сточной воды.
  6. За стоками транзитных организаций будут следить в усиленном режиме. Также ужесточен контроль за системами стоков, не подключенных к центральной магистрали водоотведения.
  7. Подробно разъяснены основания для контроля сточных вод. Обязательно должны проводиться внеплановые проверки в следующих случаях:
    • аварийные происшествия;
    • угроза аварийных ситуаций, при которой допустимые нормы загрязнения превышаются;
    • отсутствие доступа специалистов проверяющих органов к колодцам.

Что нужно знать о нормативах состава сточных вод?

Порядок установления нормативов состава сточных вод регламентирует глава XIII Правил. В ней прописаны нормы стоков, алгоритм контроля за соблюдением норм и перечень лиц, ответственных за проведение контрольных мероприятий.

  1. Нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей ЦСВ установлены нормативы допустимых сбросов, а также технологические нормативы.
  2. Расчет норм возложен на водопроводно-коммунальные предприятия, действующие на территории. Для точности подсчетов предложена специальная формула, которая включена в содержание документа.
  3. Нормативы состава сточных вод утверждают муниципалитеты или региональные правительства.
  4. Для бытовой и ливневой канализаций установлены технологически нормируемые вещества и элементы.

Как исчисляется плата за сброс сверх нормативов?

Вопрос платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод регламентирует глава XV документа.

  1. Размер платежей за сброс сверх нормативов состава сточных вод базируется на тарифах платы за негативное воздействие на окружающую среду, к которым могут применяться уточняющие коэффициентов.
  2. Выплату всеми пользователями компенсаций за принесенный вред централизованной системе водоотведения, если конкретный виновник не установлен.

Правила устанавливают размеры штрафов за различные виды нарушений. Но окончательного варианта еще нет. Документ продолжает дополняться новой информацией.

Цель нововведений

Целью внесения изменений в Правила водоснабжения и водоотведения — 2020 является улучшение экологической обстановки.

Так, по Федеральному законодательству, пользователи, превысившие в течение года более двух раз норму сброса по одному и тому же загрязняющему веществу, либо однократно в 3 раза превысившие этот норматив, должны разработать программу, реализация которой позволит снизить вредные сбросы. Затраты на ее выполнение будут вычтены из их оплаты за сверхнормативные сбросы.

Рекомендуем

Эксперты-практики дадут рекомендации по снижению и предупреждению антимонопольных рисков, подготовке к получению комплексного экологического разрешения в 2020 году, правилам установления временно разрешенных сбросов, расчету платежей за негативное воздействие на ЦСВ, реализации мероприятий по снижению сбросов с целью уменьшения абонентской платы, другим актуальным вопросам в сфере водоснабжения и водоотведения в 2020 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: