Происхождение стиля, практичность и комфорт интерьера бидермейер, классические формы и функциональность предметов мебели – 15 фото

Стиль бидермейер: традиции в современном интерьере

Отправим материал на почту

  • Истоки
  • Особенности
  • Материалы и отделка
  • Мебель
  • Стиль бидермейер в современном интерьере
  • Заключение

В отличие от аристократического ампира, этот стиль в современных интерьерах воспроизводится не часто, хотя многие наработки, появившись в эпоху бидермейера, актуальны и по сей день. Стиль бидермейер может использоваться самостоятельно, или послужить основой для создания оригинальных интерьерных решений в духе модной эклектики.

Истоки

Бидермейер как стилевое направление сложился после 1815 года, был особенно популярен в 1820-40 годах и сохранился до конца столетия. Он стал ответом на окончание наполеоновских войн; его основополагающая особенность — полное отрицание предыдущих классических стилей с их любовью к античным формам Греции и Древнего Рима. Любопытно, что название стиля возникло гораздо позже; оно произошло от журнальных карикатур, высмеивающих приземленные вкусы выдуманного господина Бидермейера (в переводе с немецкого — «бравый (или простодушный) господин Майер»).

Романтический бидермейер пришел на смену пафосному ампиру и быстро распространился на территории Австро-Венгрии и в соседних странах. Бидермейер стал отражением провинциальных буржуазных вкусов. Его эстетика — это мир вещей, способных обеспечить домашний уют. Расцвет стиля в России пришелся на пушкинские времена; его влияние проявилось не только в интерьере, но и в одежде, прическах, живописи.

Особенности

В интерьере добротный романтизм по-немецки можно узнать по следующим чертам:

  • Общее впечатление. Помещение просторное, пропорции, характерные для ампира, отсутствуют. Классические формы упростились в угоду практичности; интерьер воспринимается светлым, романтичным и одновременно психологически комфортным.
  • Заимствования. От ампира бидермейер унаследовал принципы композиции интерьера, однако отказался от его театральности. Обстановка потеряла симметричность, но сохранила стремление к сбалансированности.
  • Наполнение. Помещение наполняется разнообразной мебелью и текстилем по принципу «чем больше, тем лучше», главное — исключить пустоты.

Материалы и отделка

Бидермейер как стиль в интерьере стал любимцем среднего класса, буржуазного большинства, населяющего европейские города. Направление сложилось в противовес ампиру, стилю высших слоев общества, поэтому элитарность для него совершенно не характерна, а отделка отличается максимальной простотой. Главный принцип внутренней отделки — она не должна привлекать внимания, поэтому используются следующие приемы:

  • Стены. Изначально для отделки стен применялась обивка тканью или клеились тисненые обои (часто полосатые), что не потеряло актуальность и сегодня. Стильный вид имеют гладкие однотонные стены. Для отделки спальни и гостиной подходят обои, для кухни практичным будет окрашивание, для коридора можно выбрать штукатурку.

Мебель

Для бидермайера важна практичность предметов обстановки, их декоративность отходит на второй план. Главными критериями становятся такие качества, как удобство, прочность и качество столярной работы. Для мебели в стиле бидермейер характерны следующие черты:

  • Равнодушие к роскоши. Вместо красного и черного дерева используется древесина клена и березы, вместо шикарной шелковой обивки, характерной для ампира, — цветастый ситец и практичный полосатый репс.

  • Декор мебели. Он является наследием прошлого, но скромен (по понятиям того времени). Шкафы украшают точеные и резные рельефы: грифоны, лебеди, лиры, лавровые венки. Рельефы покрываются черным лаком или позолотой.

Видео описание

Об особенностях стиля бидермейер в следующем видео:

Стиль бидермейер в современном интерьере

Во времена своего расцвета бидермейер в интерьере прекрасно уживался с национальными направлениями: французским романтизмом, российским «Николаевским» ампиром, британским викторианским стилем. Оказало на него влияние и всеобщее европейское увлечение восточным колоритом. Интерьеры бюргерских домов украшались предметами, привезенными из Китая и Японии, а у поклонников Востока появлялись курительные комнаты, оформленные на турецкий манер.

Знание подобных тонкостей помогает в оформлении современного интерьера. Оформляя комнату в стиле бидермейер, важно помнить, что:

  • Столов может быть несколько. Большой стол обычно занимает место в центре комнаты. Стильным штрихом станет кофейный, курительный или карточный столик, полезным — столик для рукоделия или чтения.
  • Мебели должно быть много. В дополнение к столу подбирают шкафы, комоды и этажерки. Узнаваемая деталь стиля — бюро или секретер.

Заключение

Со времен расцвета бидермейера представления об уюте и целесообразности изменились. Современные интерьеры, оформленные по-бюргерски, выглядят гораздо проще, но сохраняют заложенный в идею комфорт и практичность. Нередко идеи бидермейера используются как часть эклектики — резной секретер или шкаф со стеклянной витриной способен стать украшением любой гостиной. Этот художественный стиль по-прежнему востребован; как никакой другой, он наполнен вниманием к мелочам и приближен к повседневным потребностям человека.

Еще немного внимания!

Как вам кажется, являются ли идеи бидермейера действительно подходящими для нашего времени? Тяжеловесную мебель с непривычным для современного глаза декором мало кто назовет практичной. Несмотря на декларируемый комфорт, стиль простых немецких бюргеров кажется скучным и меркнет рядом с модерном или фьюжн.

Стиль бидермейер в интерьере: описание и фото

Стиль бидермейер, распространившийся по Европе в начале XIX века, имеет немецкое происхождение. Сам термин образован от слова «bieder» (обывательский, простой), и это говорящее название.
Интерьер помещения, оформленного в этом стиле, удобен и по-домашнему уютен. Он – отражение мировоззрения представителей буржуазного класса, стремления человека жить в практично обставленном и комфортабельном доме.

Читайте также:
Очиститель фасадов Dali

Особенности стиля Бидермейер в интерьере

Внимание уделяется не только функциональности, но и красоте каждого элемента интерьера.

Характерные черты стиля:

  1. Много свободного пространства, хорошо продуманное освещение.
  2. Все предметы обстановки подбираются в контексте максимального комфорта и уюта.
  3. Основная цветовая гамма: насыщенный багровый, глубокий коричневый, теплый желтый.
  4. Мебель выполнена из светлых пород дерева. Обивка украшена простенькими узорами (полосы, цветы). Мебельная группа размещена в центре помещения. Особенности комнаты (ниши, пустоты) подчеркиваются разнообразным декором.
  5. Главный мотив в оформлении – круг. В комнате не должно быть острых углов, только плавные линии, мягкие переходы.
  6. Обилие декоративных элементов, придающих помещению уют: подушки, картины, ручная вышивка, фарфоровая посуда, многочисленные светильники, настенные и напольные часы, пледы, покрывала.
  7. Текстиль имеет красочную расцветку. На обивке мебели могут быть мелкие узоры, цветочные мотивы, орнаменты, изображения птиц.

Бидермейер в интерьере кухни

Материалы и отделка

Стены, потолок и пол не привлекают внимание, отделаны максимально просто.

Стены

В качестве отделочных материалов используют традиционные: бумажные обои, краску для стен, штукатурку. А также возможен декор стен тканью.

Для оформления стен предпочтительны спокойные и теплые оттенки: розовый, сливочный, коричневый, молочный или голубой. Обои могут быть однотонными или иметь незатейливый орнамент.

Потолок

Отделка потолка также очень скромна: гладкая поверхность без резных элементов, многоярусных конструкций или рисунков. Допустимо умеренное использование лепнины.

В современном варианте при оформлении помещения в стиле бидермейер можно использовать натяжные потолки светлых оттенков.

Самый подходящий вариант отделки пола – паркет. Поскольку он отличается достаточно высокой стоимостью, используют бюджетный аналог – ламинат. При этом важно, чтобы покрытие имитировало натуральное дерево.

Двери и окна

Оконные проемы в помещении должны быть крупными, впускающими внутрь большое количество солнечного света.

Вместо дверей, обычно, используют двустворчатые конструкции, именуемые «болтушками».

Стилевая мебель

Предметы обстановки отличаются добротностью. Выполнены из массива дерева светлых пород (черешни, клена, ясеня, березы, груши).
Центральный элемент комнаты – большой стол. По стенам располагают шкафы для посуды или серванты, комоды, бюро. Дополняют обстановку этажерки, витрины, трюмо, угловые шкафчики.

Места отдыха – широкие диваны, низкие мягкие кресла с удобными подлокотниками, стулья с мягкой набивкой. Также используют создающие комфорт мелочи: скамеечки для ног, мягкие пуфы, кресла-качалки.

Основные признаки мебели в стиле бидермейер:

  • мягкие линии;
  • плавные изгибы спинки кресел и диванов;
  • гнутые ножки;
  • обивка выполнена из яркого ситца или репса с растительным или полосатым узором.

Кровати из гладкого дерева, без украшений; балдахины отходят в прошлое, их почти не используют.

Спальная комната в стиле бидермейер

Детали и декор

Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки.
Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

На мебель набрасывают накидки, украшенные ручной вышивкой, пестрые покрывала, скатерти.

Бидермейер представляет собой сплав множества стилей, от которых он взял самое лучшее. Здесь можно заметить элементы классицизма, минимализма, романтизма, деревенского и стиля ампир.

Бидермейер

Бидермейер сложился, в основном, как художественный стиль интерьера, мебели, живописи, графики и почти не коснулся архитектуры. Становление этого стиля произошло первоначально в немецком и австрийском искусстве, начиная с середины 1810 г. Этот новый стиль продержался до буржуазно-демократической революции 1848 г. и позже получил весьма ироничное название Бидермейер , буквально бравый господин Майер (нем. – игра слов от Bidermann – бравый и Meier). Термин Бидермейер впервые был введен в искусствознание в 1894 г. Г. Бёттихером в статье Будущее орнамента на примере развития обойного дела , а также был использован в 1922 г. П. Шмидтом в его книге Живопись Бидермейера .

Название этого стилевого направления случайно. Немецкий поэт И. фон Шеффель опубликовал в 1848 г. два стихотворения: Сетования праздного Майера и Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана , а другой поэт – Л. Айхродт – стал публиковать свои произведения под псевдонимом, составленным из Bidermann и Meier . Стали регулярно выходить в печати произведения, пародирующие любительские стихи некоего школьного учителя и подписанные г. Бидермайером – скромным обывателем, любителем спокойной жизни и уюта, а также стилизованные под них стихотворные пародии Л. Айхродта и А. Кузмауля. Например, в 1869 г. вышел сборник стихов с ироническим названием Комические песни Бидермайера , мировоззрение героя которых отражало интересы и вкусы немецкого обывателя.

Читайте также:
Нужен ли увлажнитель воздуха летом? Помогает он в жару в квартире или нет? Охлаждает ли он воздух? Можно ли его включать летом?

Начало Бидермейера лежит в русле немецкого романтизма, однако позже этот новый стиль выродился в своеобразный натурализм. Стиль Бидермейер явно провинциален по сравнению с великолепием и торжественностью столичного ампира. Для него характерно стремление к простоте и практичности, к уюту и комфорту, к интимным сентиментальным образам, поэтизация мира вещей. Для этого стиля характерным является также почти полное соответствие форм искусства внутреннему миру и быту широких масс людей, что было обусловлено, в первую очередь, их естественным стремлением к спокойной и упорядоченной жизни после длительного времени войн и революций. Последний раз в истории европейских больших стилей наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. Бидермейер, прежде всего, стиль бытового интерьера, поэтому такое внимание в это время уделяется его практической организации и обустройству. Именно тогда возник обычай содержать в буржуазных домах т.н. чистую комнату , предназначенную для приема гостей и проведения торжественных домашних мероприятий (своеобразное подражание светским салонам). Такая комната обставлялась с особой заботой. Большой популярностью пользовалась мебель светлых пород дерева: груши, клена, вишни, берёзы, ореха, ясеня, а также красного дерева. Для обивки предпочитался однотонный или полосатый репс или ситец с мелким цветочным узором. Стены декорировались обоями или тканью. Занавеси и драпировки, обычно светлых тонов, подвешивались на бронзовых карнизах. Существовали также скользящие шторы, в т.ч. из тюля, которые крепились у самой оконной рамы.

Популярный ещё в ампире обычай драпировки стен, а иногда и потолков, тканью в складку, а также драпировки больших зеркал, сохраняется и в это время. Стиль Бидермейер унаследовал от ампира также панорамные обои и изображения пейзажей на отдельных предметах. В интерьерах, которые упростились и уменьшились в своих габаритах, наблюдается стремление добиться максимального уюта, добротности и целесообразности, а не только лишь некоего художественного эффекта. Комнаты постепенно заполняются гарнитурами, состоящими из широких, мягких диванов, соф, пуфов, дополненных стульями, креслами и столами, модными ширмами, сувенирами и украшениями в виде миниатюр, гравюр и акварелей на стенах, цветами на окнах, музыкальными часами, дешевым фарфором, вышивкой и т.д. Меблировку дополняют шкафы-витрины, угловые шкафчики, комоды, этажерки, шкафы, секретеры, трюмо, рабочие столики и т.д. Критерием полезности всех бытовых вещей, в т.ч. и мебели, теперь считается удобство исполнения и прочность. Мебель освобождается от архитектурных принципов построения и лишнего декора.

Приблизительно к 1830 г. в последней стадии развития стиля Бидермейер наблюдается увеличение количества декора, в т.ч. и на мебели, и увлечение восточной обстановкой. Появляются т.н. турецкие, японские, китайские комнаты, персидские курительные комнаты и гостиные и соответствующим образом стилизованная обстановка.

Стиль Бидермейер – как буржуазный вариант классицизма и ампира – был широко распространен, особенно после падения Наполеона, во всех странах Европы, в первую очередь, в Германии, Австрии, Дании, Англии и России. Во Франции этот стиль получил название стиля Карла X . Бидермейер продержался в Европе до середины XIX в. Но уже во второй трети этого века наблюдается усложнение и большее разнообразие предметных форм в соединении с некоторыми элементами декора, позаимствованными от стиля рококо. Это второе рококо, которое зародилось в период реставрации Бурбонов во Франции после падения Наполеона, держалось и в период июльской монархии под названием стиль Луи-Филиппа . В Англии этот стиль называется ранним стилем королевы Виктории или ранним викторианским стилем .

Западноевропейская мебель Бидермейера

После падения Наполеона мебельное искусство европейских стран начинает перестраиваться в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной и упорядоченной жизни. Если ампир со своими пышными торжественными формами изначально предназначался для императорского двора и аристократии, то буржуазное мебельное искусство Германии, Австрии и Англии шло своим, более демократическим путем. Заимствуя от аристократического ампира лишь его основные принципы построения и лаконизм, Бидермейер отказался в мебели от четких тектонических членений, архитектурное её формообразования и разнообразных шаблонов, ввел мягкие изгибы спинок стульев, кресел и диванов, скруглил жесткие очертания профилей и углов. В этом стиле основное внимание обращается на удобство пользованием мебельным объектом и высокое качество его исполнения. Мебель теперь уже не предмет украшения – своими эстетическими качествами она обязана, прежде всего, хорошим пропорциям, цвету и текстуре открытого дерева и удачно подобранным цвету и рисунку обивочных тканей. Отдельные типы мебели Бидермейера часто имеют оригинальную конструкцию. По примеру англичан, мастера других стран в это время производят многофункциональную (комбинированную) и трансформируемую мебель: столы с откидными и выдвижными столешницами, раздвижные столы, стулья, трансформируемые в библиотечную лестницу, письменные столы и шкафы с различными техническими устройствами и т.д. На мебели Бидермейера продолжает существовать резной декор, правда, в ограниченном количестве, заимствованный из арсенала ампира: лебеди с вытянутыми шеями, грифоны, рога изобилия, гирлянды и ветви, корзины, дубовые и лавровые венки, розетки и др. Эти резные украшения обычно золотятся или покрываются черным лаком. В мебели Бидермейера широко применяется фанеровка различными светлыми породами дерева. В это время нередко фанеровались даже ножки и локотники кресел и диванов. Техника фанерования достигла тогда весьма высокого уровня. Иногда встречается инкрустация, в т.ч. интарсия в виде небольших вставок дерева разных пород.

Читайте также:
Оцениваем чешские смесители Lemark — эксплуатационные особенности и видовое разнообразие

Письменный стол эрцгерцогини Софии. Дерево (вишня), маркетри. 1825 г. Вена

Бюро-кабинет. Дерево (красное и лимонное), бронзовые накладки, золочение, резьба. Ок. 1815 г. Вена

Главное достоинство стиля Бидермейер состоит в красоте форм мебельного объекта, красоте использованного материала и великолепной столярной работе. Например, весьма простые по форме объекты мебели для сидения часто имеют обивочную яркую ткань, которая шла также на драпировку стен или на портьеры дверей и окон. Распространению стиля Бидермейер в европейских странах способствовали многочисленные издания модных журналов, где приводились проекты образцовой мебели и интерьеров, в которых отражалось представление буржуа и мелкого чиновничества о рациональном, комфортабельном и уютном жилище и практичной мебели.

Теперь центральным местом в доме становится не парадное помещение с парадной мебелью, а уютная гостиная, обставленная практичной и удобной мебелью, в оформлении которой преобладают английские традиции XVIII в.: простота, легкость пропорций, округлые очертания. Бидермейер и его развитие в мебельном искусстве хорошо проследить на мебели английской, формообразование которой почти не было затронуто французским ампиром и постепенно отходило от изящных форм Шератона к более грубым и простым формам по проектам Хопа и Д. Смита. В периодическом издании Repository of Arts Р.А. Керманна, которое выходило с 1808 г., приводились цветные изображения не только дорогих интерьеров, но и давались примеры того, как можно организовать и украсить свое жилище англичанам среднего достатка. Здесь видно, как постепенно в обиход вводятся изогнутые и точеные формы, свойственные стилю Бидермейер, широко распространенному в то время в Германии и Австрии. На мебели мало украшений, её поверхность обычно гладка и покрыта фанерой с красивой текстурой.

Стулья в стиле бидермейер

Мягкая древесина и твёрдая древесина, облицованная с грецким орехом, частично цельным грецким орехом. Австро-Венгрия, около 1830 г., 85x45x50 см

Мягкая древесина, облицованная с белым грецким орехом, инкрустирована клёном, французский лак. Австро-Венгрия, около 1830 г., 90x43x50 см

Стол из библиотеки. Грецкий орех с инкрустацией клёна. Чехия, Северная Богемия, около 1830 г.

В мебели для сидения ножки делаются четырехгранными в сечении, прямыми или слегка изогнутыми или точеными, суживающимися книзу. Спинки слегка изгибаются и имеют характерную форму пространственной рамы, в которую вставлены продольные и поперечные планки различной конфигурации. Сиденья выполняются жесткими, мягкими или плетеными. Характерное для Бидермейера стремление к комфорту привело к появлению большого количества типов диванов с изогнутыми спинками и локотниками. Для набивки мягких сидений и спинок используется конский волос. Обивочные ткани иногда прибиваются к деревянной основе гвоздями, украшенными белыми фарфоровыми шляпками. Центрами производства мебели в эту эпоху были Лондон, Берлин и Вена. Например, видный представитель венского Бидермейера художник-живописец Дангаузер проектировал мебель, которая выпускалась мебельной фабрикой, принадлежащей его отцу. Помимо мебели для сидения наиболее распространенными объектами бытовой мебели были разнообразные типы шкафов, в т.ч. секретеры, комоды, угловые шкафчики, буфеты и т.д. Простые формы корпусов таких предметов позволяли выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Боковые стенки корпусной мебели выполнялись в виде сплошного гладкого щита или щита рамочно-филёночной конструкции, где сами рамки почти не профилировались и делались прямоугольными или трапециевидными в сечении. Тем не менее в такой мебели подчас встречаются некоторые архитектурные классические шаблоны: карнизы, колонки, пилястры, тимпаны, массивные цоколи и т.д. Типичной формой корпусной мебели немецкого или австрийского Бидермейера являются однодверные и двухдверные застекленные книжные шкафы, секретеры с выдвижными, украшенными живописью и маркетри ящичками, в т.ч. потайными. Формы таких шкафов варьируются в широких пределах – от простых, выполненных в виде параллелепипеда, до весьма сложных, как бы состоящих из нескольких самостоятельных геометрических форм.

Кровати делаются с одинаковыми по высоте головными и ножными спинками с гладкими малорасчлененными поверхностями. Балдахины, которые ещё недавно были в моде, теперь выходят из употребления. В это время выросло количество различных типов столов. Широкое распространение получают письменные столы и столы-бюро. Предпочтение отдается круглым столам, предназначенным для различных целей. Помимо обеденных, делаются читальные столы, курительные, рабочие, подцветочные, карточные (ломберные) и другие игральные столы. Ножки, столешницы и подстолья почти не имеют декора в виде резьбы или инкрустации. Иногда опоры делаются в виде прямых, не суживающихся книзу пилонов или в виде центральной опоры, многоугольной в сечении, установленной, в свою очередь, на массивной широкой доске-подставке. Делаются столы, стоящие на трёх-четырёх ножках. Продолжают существовать столики под стенными зеркалами в виде весьма упрощенных вариантов ранее применявшихся роскошных столов-консолей. Распространение получают различные складные и раздвижные столы. Обстановку бюргерского дома дополняют также шкафы-витрины, этажерки, трюмо, комнатные растения в корзинах и вазах, установленные на жардиньерках и, непременно, клавесины небольших размеров – т.н. спинеты. Помимо резного орнамента, его частичного золочения или подкрашивания, инкрустации, а иногда и маркетри, поверхности мебельных предметов декорируются также металлическими (бронзовыми или латунными) тягами или небольшими вставками. Основную декоративную нагрузку в интерьере несут обои, как правило, с растительным орнаментом или в полоску, различные драпировки, занавеси, цветастые покрывала и скатерти. Обивочные ткани мебели, скатерти и покрывала часто украшаются вышивкой (petit point). Целям декора служат также различные тематические коллекции, фарфор, стоящий на столах или в горках, картины и гравюры на стенах и др.

Читайте также:
Печь для порошковой покраски своими руками

Некоторые из выработанных в стиле Бидермейер форм служат образцом практичной, целесообразной и удобной мебели, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Русская мебель Бидермейера

Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России– это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.

Интерьеры в стиле бидермейер – живопись

К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг.

К.А. Зеленцов. «Гостиная в городском доме», 1820-е гг.

Ф.П. Толстой. «Семейный портрет», холст, масло, 1830-е гг.

Н.И. Тихобразов. «Интерьер в имении Лопухиных», акварель, 1844 г. Гос. Третьяковская галерея

Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы – глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.

Русская мебель Бидермейер – это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.

Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.

Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825– 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. – почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.

Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20–30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

Читайте также:
Палитра натяжных потолков: рекомендации по глянцевым и матовым потолкам с фото- и видео- инструкцией

Бидермейер в интерьере: описание стиля, отделка, мебель, декор

Характерные черты и особенности стиля

Здесь очень важно, чтобы все было не только функционально, но и красиво. К главным характеристикам стиля относятся:

  1. Светлое и очень просторное помещение.
  2. В середине комнаты должна находиться мебель, а все пустые углы заполняют предметами интерьера, которые должны быть не только практичными, но и украшать комнату.
  3. Преобладающие цвета: глубокий багровый, насыщенный коричневый и теплые оттенки желтого.
  4. Мебель сделана из светлых пород древесины, с плавными линиями.
  5. Большое количество декоративных вещичек, которые должны создавать уют и теплую атмосферу в комнате.

Мебель

Добротная деревянная мебель очень красива и функциональна.

Изготавливают ее из светлых пород, включая:

  • березу;
  • ясень;
  • клен;
  • грушу;
  • черешню.

Центр комнаты — место для большого стола овальной формы. У стен можно расставлять серванты, комоды и посудные шкафчики. Дополнительно размещать трюмо, этажерки и витрины, одновременно служащие декоративными и практичными элементами.

Комфортный отдых обеспечивают:

  • мягкие невысокие кресла с подлокотниками;
  • широкие диваны;
  • набивные мягкие стулья;
  • кресла-качалки;
  • мягкие пуфики;
  • скамейки-подставки для ног.

В спальнях присутствуют просторные деревянные кровати с гладкой поверхностью без декоративных элементов.

Самые главные признаками стилевой мебели:

  • плавные линии;
  • дугообразные ножки;
  • комфортные изгибы спинок;
  • яркая ситцевая или репсовая обивка с полосами или растительными мотивами.

История стиля

Бидермейер, он же бидермайер, а на немецком «biedermeier» является художественным немецким стилем, который встречается также в архитектуре и дизайне помещений, был особенно востребован в 1815-1848 годах. Свое название направление получило благодаря псевдониму немецкого поэта Людвига Айхродта – «Готлиба Бидермейера». А в переводе данный псевдоним означает «простодушный господин Майер».

Известно, что данный стиль является выходцем романтизма и ампира. Для этого направления очень важно четко обыграть интерьерную композицию до мелочей, всегда выбиралась добротная мебель на века. Стиль преследовал качество, добротность, долговечность всех используемых в домашних помещениях предметов, в частности именно мебели. И если форма мебели была простоватой, то обивка всегда вызывала бурю эмоций, ведь это всегда были сочные тона с витиеватыми принтами.

История бидермейера

Этот стиль является художественным. Он встречается в формах архитектуры и интерьера. Название стиля — это псевдоним поэта Германии, которого звали Людвиг Эйхродт. А второе имя — Готлиб Бидермейер. Что означает “простой мистер Майер”.

Для этого стиля главное продумать мелкие детали. Если мебель, значит качественная и на века. Это направление преследует одну цель — чтобы все предметы были долговечными. И даже если сама форма мебели была слишком простой — делали упор на обивку, которая поражала воображение зрителей. Затейливый рисунок и яркий цвет полностью компенсировали остальные недостатки.

Интересные факты

  • Раньше особенно трепетно относились к выбору комодов и шкафов.
  • Приветствовалась многофункциональная, трансформирующаяся мебель.
  • Помещения всегда были светлыми.
  • Ценился простор в домашних помещениях.
  • Раньше строго следовали правилу — узор на шторах должен соответствовать обивке на диванах.
  • В начале XX века к стилю относились негативно, называли «мещанским и пошлым».
  • В России мода на данный стиль пришлась на Пушкинские времена.

Цветовая гамма

Приветствуется вся светлая гамма: белые цвета с разными подтонами (теплыми или холодными), светло-серая палитра, голубой, светлые оттенки желтого и зеленого, в частности фисташковый цвет. Из более ярких тонов для обивки мебели приветствуется цвет бургунди, бордо, малиновый, терракотовый, фиолетовый. Мебель чаще всего лаковая, коричневая.

Отделка помещения

Материалы для отделки могут быть самые обычные: интерьерные краски, обои и различные штукатурные смеси.

Стены

Главное, чтобы стены были однотонными, можно даже без узоров и аппликаций. Ровные и гладкие стены смотрятся просто, но при этом стильно. Цвет должен быть выполнен в теплых оттенках. Для гостиной или спальни больше подойдут обои, для прихожей и коридора – штукатурка, а стены на кухне можно просто покрасить. К слову раньше использовали тисненные полосатые обои, и они актуальны по сей день.

Лучшим вариантом для напольного покрытия считается паркет. Но из-за его дороговизны и небольшой износостойкости его можно заменить более современным материалом. Можно уложить ламинат или изысканную плитку. Главным условием является то, чтобы эти материалы своим видом создавали имитацию дерева.

Потолок

При оформлении потолка необходимо также придерживаться правила ровных и гладких поверхностей. Потолок окрашивают в белые и светлые тона. Для украшения и оживления интерьера можно приклеить неброский карниз или создать лепнину. Еще одним вариантом отделки потолочной поверхности является натяжной потолок. Этот современный вид потолочного покрытия очень хорошо подойдет к данной стилистике из-за гладкой текстуры и однотонности цвета. Только выбирать нужно светлые тона.

Подходящий декор

Много аксессуаров в этом стиле не используют. Стены украшают картинами небольших размеров, а также деревянными рамками с семейными фотографиями. Необходимо чтобы рамки для фотографий были такого же цвета, что и мебель.

Чтобы украсить интерьер и создать недостающую гармонию, комнату наполняют живыми растениями, цветочные горшки могут быть размещены везде, на подоконниках, на специальных подставках, а также подвешены на стенах. Столы украшают вазами со свежесрезанными цветами. Также здесь будут хорошо смотреться свечи в высоких канделябрах, и небольшие деревянные шкатулки.

Читайте также:
Пересадка орхидеи фаленопсис в домашних условиях

СТИЛЬ БИДЕРМЕЙЕР У ВАС В ДОМЕ

1. Начиная обустраивать пространство помните, что для отделки спальных комнат подойдут однотонные цвета и теплые тона: желтый, голубой, розовый, орнамент в тонкую полоску или с незамысловатым узором. Текстиль в доме допустит наличие муслиновых или бархатных занавесок.

2. Стилевая особенность декорирования — настенные силуэты, их можно наносить на любые поверхности — обои, окна, зеркала, мебель, кафель в ванной. Также для украшения стен прекрасно подойдут – картины, акварели и небольшие миниатюры — гравюры, небольшие городские пейзажи, востребованные бюргерством начала XIX века.

3. Функциональность мебели, свойственная стилю бидермейер, актуальна в современном интерьере, идею реализуют раздвижные механизмы, задвигаемые, откидные, закрываемые конструктивные решения в производстве мебели («мебель – трансформер»). Помните, что главное в мебельных трансформерах – это их способность изменяться: складываться и раскладываться, увеличиваться и уменьшаться и т. д.

Текстиль

При помощи текстиля создается уют домашнего очага. Главным атрибутом является ковер, и к нему есть несколько требований. Прежде всего, он должен быть с длинным ворсом, очень мягким и небольшого размера. Его укладывают в середину, он не должен застилать весь пол, а только центр комнаты, остальной пол должен быть открытым. Бархатные или муслиновые шторы с кисточками – это главный момент в оформлении окон. Именно они создают романтизм и некую сентиментальность в обстановке. Для декорирования комнат также применяют скатерти и различные салфетки, покрывала. В спальне над кроватью размещают балдахин.

Немного о декоре и аксессуарах

Традиционным атрибутом принято считать компактные стеклянные серванты. Их полки могут стать хранилищем для коллекций модных безделушек или изысканного фарфора. Допустимо применение в оформлении помещений вышивки, напольных или настенных часов с боем, сентиментальных украшений.


Современный стиль бидермейер


Спальня в стиле бидермейер


Интерьер спальни в стиле бидермейер

Если присутствует живопись, она иллюстрирует бытовые сцены, главное – четкая прорисовка персонажей и деталей.

Немногочисленность аксессуаров также можно назвать ключевой чертой рассматриваемого стиля. Здесь основная декоративная нагрузка возлагается на статуэтки, картинки, нарисованные акварелью, сувениры. Приветствуются фотографии в рамках, расставленные на полках и комодах, украшающие стены. Камин, бархатные занавески, комнатные цветы на красивых подставках могут стать гармоничными дополнениями интерьера.


Стол в стиле бидермейер


Туалетный столик в стиле бидермейер


Винтажная мебель в стиле бидермейер

Так как интерьер приветствует законченность облика, дизайнеры рекомендуют оформлять в стиле бидермейер целый этаж коттеджа, полностью дачу или квартиру. Комнаты должны дарить ощущение простора, отдельный угол можно отвести под этажерки с домашними растениями. Мебель должна быть разнообразной и универсальной, уместны шкафы, раздвижные столики, трюмо, комоды, диваны. Наконец, главное правило – стоит избегать каменных и плиточных поверхностей, они выглядят холодными, лучше отдать предпочтение теплым деревянным фактурам.


Загородный дом в стиле бидермейер


Интерьер бидермейер в зеленом цвете

Актуальная мебель

В этом стиле приветствуется мебель-трансформер (раздвижные и раскладные столы, трюмо с откидными верхними крышками и другое). Комоды, шкафы, этажерки, различные полочки и столы должны быть изготовлены из натурального дерева. На первое место выходит не отделка, а практичность, прочность и красота самого дерева, из которого изготовлена мебель. Диваны и кресла низкие и уютные, с широкими подлокотниками и комфортными спинками. Обивка на мебели с мелкими, романтическими узорами или фигурками птичек и цветов. Пуфики и скамейки для ног, выполнены в том же стиле. Очень хорошо и стильно смотрится осовремененное кресло-качалка.

Особенности стиля Бидермейер в интерьере

Внимание уделяется не только функциональности, но и красоте каждого элемента интерьера.

Характерные черты стиля:

  • Много свободного пространства, хорошо продуманное освещение.
  • Все предметы обстановки подбираются в контексте максимального комфорта и уюта.
  • Основная цветовая гамма: насыщенный багровый, глубокий коричневый, теплый желтый.
  • Мебель выполнена из светлых пород дерева. Обивка украшена простенькими узорами (полосы, цветы). Мебельная группа размещена в центре помещения. Особенности комнаты (ниши, пустоты) подчеркиваются разнообразным декором.
  • Главный мотив в оформлении – круг. В комнате не должно быть острых углов, только плавные линии, мягкие переходы.
  • Обилие декоративных элементов, придающих помещению уют: подушки, картины, ручная вышивка, фарфоровая посуда, многочисленные светильники, настенные и напольные часы, пледы, покрывала.
  • Текстиль имеет красочную расцветку. На обивке мебели могут быть мелкие узоры, цветочные мотивы, орнаменты, изображения птиц.


Бидермейер в интерьере кухни

Освещение

Свет здесь играет важную роль, его должно быть не просто много, а очень много, поэтому окна в таких помещениях большие, а осветительных приборов впечатляющее количество. Среди которых можно выделить классические люстры с лампочками, имитирующими свечи, настенные бра в элегантном исполнении, торшеры возле диванов или кресел, а также точечные светильники на потолке. Раньше дома были переполнены канделябрами со свечами, и стоит сказать в современном жилище они тоже не будут лишними.

Можно иногда зажигать свечи по вечерам и любоваться мерными танцами пламени. Сюда же относится и наличие камина, в холодные темные зимние вечера он будет не только согревать, но также дополнительно освещать помещение.

Стиль бидермейер в интерьере помещений: очарование и простота Германии

Художественный стиль бидермейер был распространен в 1815—1848 годах в искусстве Германии и Австрии. Удивительно простой и романтический, он завоевал симпатию жителей провинций, которые высоко ценили домашний уют. Своим названием стиль обязан немецкому поэту Людвигу Айхродту, автору эпиграмм под псевдонимом Готлиб Бидермейер. Само слово «bieder» означает «простодушный» или «обывательский».

Читайте также:
Очистка сточных вод предприятий

  1. История происхождения
  2. Характерные черты стиля
  3. Цветовая палитра
  4. Особенности отделки помещения
  5. Пол
  6. Потолок
  7. Стены
  8. Освещение
  9. Мебель
  10. Декор
  11. Текстиль
  12. Видео об оформлении интерьера

История происхождения

Бидермейер ― одна из ветвей романтизма, последовавшего за величественным и торжественным ампиром. Зародился этот стиль на фоне нестабильной политической ситуации в Германии.

Пребывая в меланхоличном настроении, горожане старались:

  • прятаться от реальности;
  • погружаться в семью и круг друзей;
  • искать романтику в повседневности.

Первоначально стиль воплотился в живописи, сюжеты которой воплощали идиллическую привлекательность мира обывателя.

Живописные произведения отличаются:

  • небольшим форматом полотен;
  • акцентированием мелких деталей;
  • утонченной манерой письма.

Этот уютный и простодушный стиль постепенно распространился на:

  • моду;
  • прикладное искусство;
  • интерьер помещений;
  • мебель.

Бидермейер в одежде наиболее ассоциируется с женским платьем. Мода XIX столетия стала более простой, функциональной и комфортной.

Дамская одежда была представлена:

  • платьями с приталенным силуэтом, декольте и широкими рукавами;
  • изысканными шляпками;
  • широкими юбками, по форме напоминающими колокол.

Гардероб для мужчин включал рединготы, жилеты, цилиндры и зауженные брюки со штрипками. Значимым аксессуаром являлась трость.

В интерьерах большое значение уделялось:

  • сбалансированности пропорций;
  • светлым палитрам;
  • простоте форм.

Важная особенность — обустройство «чистой комнаты», в которой принимали гостей. В мебели выше всего ценились удобство и функциональность, а декоративности была отведена второстепенная роль.

Характерные черты стиля

Стиль бидермейер в интерьере сочетает в себе функциональность и эстетику каждой детали.

  1. Просторность помещения.
  2. Обилие света.
  3. Оформление интерьера и мебели в теплой цветовой гамме.
  4. Недопустимость острых углов. В оформлении мебели и пространства ― исключительно мягкие переходы и плавные линии.
  5. Светлая деревянная мебель.
  6. Украшение обивки цветами, полосами, а также другими простыми и элегантными узорами.
  7. Размещение мебельной группы в центре помещения.
  8. Множество предметов декора, придающих помещению теплоту и уют ― картин, посуды из фарфора, напольных и настенных часов, светильников, покрывал, пледов, подушек и ручной вышивки.
  9. Красочность мебельной обивки и прочего текстиля ― преобладают изображения птиц и цветов, растительные орнаменты и мелкие узоры.

Цветовая палитра

Цветовая гамма максимально приближена к природе и естественна.

В палитре преобладают светлые оттенки:

  • белый с разнообразными теплыми и холодными тонами;
  • голубой;
  • светло-серый;
  • фисташковый;
  • нежно-желтый.

В обивке мебели также приветствуются более яркие и насыщенные тона, в частности, терракотовый, бургунди, бордо, фиолетовый и малиновый.

Особенности отделки помещения

При отделке помещения можно применять самые обычные материалы, доступные в строительном супермаркете.

Идеальным вариантом напольного покрытия является паркет. Этот натуральный материал отличается экологической чистотой и долговечностью. Альтернативный вариант — имитирующий дерево ламинат.

Потолок

Простота и скромность должны преобладать.

Важными особенностями являются:

  • светлые тона;
  • идеально ровная и гладкая поверхность;
  • отсутствие узоров и резных элементов.

Стены

Оформление стен выполняется при помощи традиционных материалов: бумажных обоев, натуральной ткани, штукатурки или краски. Их выбирают в зависимости от характеристик помещения.

Цветовая гамма должна быть светлой и теплой:

  • сливочной;
  • молочной;
  • розовой;
  • голубой;
  • коричневой.

Классический вариант дизайна ― однотонное оформление стен, возможно, с незатейливым и легким узором.

Освещение

Важное условие — хорошая освещенность помещений с помощью гармонично подобранных приборов.

К данному стилю подойдут:

  • классические люстры с лампочками, имитирующими свечи;
  • элегантные настенные бра;
  • торшеры;
  • точечные потолочные светильники;
  • камины.

Мебель

Добротная деревянная мебель очень красива и функциональна.

Изготавливают ее из светлых пород, включая:

  • березу;
  • ясень;
  • клен;
  • грушу;
  • черешню.

Центр комнаты — место для большого стола овальной формы. У стен можно расставлять серванты, комоды и посудные шкафчики. Дополнительно размещать трюмо, этажерки и витрины, одновременно служащие декоративными и практичными элементами.

Комфортный отдых обеспечивают:

  • мягкие невысокие кресла с подлокотниками;
  • широкие диваны;
  • набивные мягкие стулья;
  • кресла-качалки;
  • мягкие пуфики;
  • скамейки-подставки для ног.

В спальнях присутствуют просторные деревянные кровати с гладкой поверхностью без декоративных элементов.

Самые главные признаками стилевой мебели:

  • плавные линии;
  • дугообразные ножки;
  • комфортные изгибы спинок;
  • яркая ситцевая или репсовая обивка с полосами или растительными мотивами.

Декор

Грамотно подобранные декоративные элементы призваны выигрышно подчеркнуть уют и практичность интерьера.

На стенах размещаются:

  • сувенирные тарелки;
  • гравюры;
  • вышивки ручной работы;
  • деревянные рамки с семейными фотоснимками;
  • старинные акварельные рисунки.

В сервантах может находиться красивая фарфоровая посуда, а на этажерках ― книги, шкатулки и статуэтки. Приветствуется использование живых цветов на столах и в кадках на полу.

Текстиль

Обилие текстильных элементов свойственно для интерьера в стиле бидермейер. В центре комнаты обязательно располагается ковер среднего размера, длинноворсовый и мягкий.

Читайте также:
Проверка варистора на исправность мультиметром и без тестера

Шторы изготавливаются из бархата, муслина и других дорогостоящих тканей, отличающихся высоким качеством. Наличие кисточек придает им сентиментальные и романтичные черты.

  • вышитыми накидками;
  • скатертями;
  • покрывалами.

Видео об оформлении интерьера

Представленное видео ознакомит с оформлением интерьера в стиле бидермейер, воплотившем в себе лучшие черты ампира, романтизма и классицизма.

Особенности стиля бидермейер — распишем во всех подробностях

Бидермейер (Бидермайер) — это художественное направление, получившее распространение в искусстве, архитектуре и дизайне Германии и Австрии в 1815—1848 годах. Этот стиль был назван в честь литературного персонажа, созданного поэтом Эйхродтом. Бидермейер—стиль преуспевающего буржуа. За образец был взят аристократический ампир и приспособлен его для повседневной домашней жизни.

Особенности стиля Бидермейер в интерьере

Внимание уделяется не только функциональности, но и красоте каждого элемента интерьера.

Характерные черты стиля:

  1. Много свободного пространства, хорошо продуманное освещение.
  2. Все предметы обстановки подбираются в контексте максимального комфорта и уюта.
  3. Основная цветовая гамма: насыщенный багровый, глубокий коричневый, теплый желтый.
  4. Мебель выполнена из светлых пород дерева. Обивка украшена простенькими узорами (полосы, цветы). Мебельная группа размещена в центре помещения. Особенности комнаты (ниши, пустоты) подчеркиваются разнообразным декором.
  5. Главный мотив в оформлении – круг. В комнате не должно быть острых углов, только плавные линии, мягкие переходы.
  6. Обилие декоративных элементов, придающих помещению уют: подушки, картины, ручная вышивка, фарфоровая посуда, многочисленные светильники, настенные и напольные часы, пледы, покрывала.
  7. Текстиль имеет красочную расцветку. На обивке мебели могут быть мелкие узоры, цветочные мотивы, орнаменты, изображения птиц.

Бидермейер в интерьере кухни

Название

Название возникло от игры слов: Biedermann — простак, простодушный, наивный человек, и фамилии Maier. В 1848 году немецкий поэт Й. фон Шеффель опубликовал два стихотворения: «Вечернее уютное времяпрепровождение бидерманна» и «Сетования праздного Майера», а в 1850 году другой немецкий поэт Людвиг Айхродт из двух слов составил псевдоним, под которым он стал печатать сентиментальные и наивные стихотворения. Вскоре под вымышленным именем Готтлиба Бидермайера стали появляться произведения, пародирующие любительские и нелепые стихи некоего С. Заутера, провинциального школьного учителя. Эта история хорошо отражает идеологию провинциального, отчасти мещанского и сентиментального искусства, распространявшегося в немецко-австрийской провинции того времени.

Характерно, что в эти же годы в архитектуре столиц — Берлина и Вены — получали распространение крупные художественные стили: прусский эллинизм и венский неоклассицизм, противопоставлявшие себя французскому ампиру, который после поражения наполеоновской Франции приобрёл негативные коннотации.

История возникновения

Стиль бидермейер является одним из направлений романтизма, который начал зарождаться после ампира. Его иногда также называют смешанным направлением, в которое входят черты романтизма и ампира. Это направление отражало формы ампира, отобразившиеся в идеях домашнего уюта и интимности. Кроме того, оно преобразовывало черты «бюргерской» (мещанской, обывательской) среды. Бидермейер характеризуется детальным, тщательным и тонким изображением интерьера, бытовых элементов и природы.

Прежде всего, этот стиль нашел применение в живописи. Яркие представители – австрийские художники Фердинанд Вальдмюллер и Мориц фон Швинд, а также немецкие живописцы Людвиг Рихтер, Георг Фридрих Керсинг и Карл Шпицвег.

Среди основных предпосылок к появлению нового направления стала нестабильная обстановка в политической сфере Австрии и Германии. В те времена господствовал застой и реакция, что вызывало меланхолическую тревогу и необходимость «сбежать» от реальной жизни. Для такого состояния единственным выходом становился поиск романтики и маленьких радостей, а также погружение в круг дружеских и семейных отношений.

Приблизительно с 1830-го года параллельно с этим стилем начинает развиваться историзм, что отразилось на бидермейере в виде интереса к восточным традициям. В интерьере появляются японские и китайские декоративные предметы, а также турецкие и курительные комнаты.

Буржуазное направление традиционного классицизма пользовалось высокой популярностью в прикладном и декоративном искусстве до середины 19-го века. После этого периода наблюдалось появление романтических и барочных элементов, что привело к образованию неорококо.

Неорококо – первый «неостиль», явивший собой обновленный вариант устаревшего направления.

Пространство

Перво-наперво, это просторное, светлое помещение. Очень многое делается для поддержания этого ощущения света: цвет стен, невесомые муслиновые занавески, сводчатые потолки, окна, расположенные в глубоких проемах. Уют привносят теплые коричневые тона мебели (далее мы увидим, насколько бидермейер предан дереву), гравюры и акварели на стенах, множество трогательных и очаровательных сувениров и безделушек (вышивки, музыкальные шкатулки, часы, статуэтки, коллекции фарфора). Именно в эти годы возникло понятие «чистая комната», то есть комната, обставленная с особой любовью и трепетом, в подражание аристократическим салонам, где принимали гостей.

Современное направление

При организации интерьера в жилом помещении сегодня отдается предпочтение функциональности и практичности всех деталей. Бидермейер полностью соответствует этим требованиям и кроме того отличается простотой изысканных линий общей композиции.

Из числа множества стилей, это направление лишено идеологического подтекста, поэтому лучше всего отвечает потребностям человека. В интерьере любой комнаты бидермейер может подчеркнуть архитектурные особенности, а также скрыть недостатки планировки.

Стилевая мебель

Предметы обстановки отличаются добротностью. Выполнены из массива дерева светлых пород (черешни, клена, ясеня, березы, груши).
Центральный элемент комнаты – большой стол. По стенам располагают шкафы для посуды или серванты, комоды, бюро. Дополняют обстановку этажерки, витрины, трюмо, угловые шкафчики.

Читайте также:
Разборка и ремонт утюга Тефаль своими руками

Места отдыха – широкие диваны, низкие мягкие кресла с удобными подлокотниками, стулья с мягкой набивкой. Также используют создающие комфорт мелочи: скамеечки для ног, мягкие пуфы, кресла-качалки.

Основные признаки мебели в стиле бидермейер:

  • мягкие линии;
  • плавные изгибы спинки кресел и диванов;
  • гнутые ножки;
  • обивка выполнена из яркого ситца или репса с растительным или полосатым узором.

Кровати из гладкого дерева, без украшений; балдахины отходят в прошлое, их почти не используют.

Спальная комната в стиле бидермейер

Характерные черты стиля бидермейер

Особенности:

  • нежелание воспринимать действительность, тяга к романтическим, сентиментальным образам и сюжетам;
  • стремление существовать в замкнутом мире вещей, в уютном интерьере;
  • пропорции становятся более сбалансированными, выбор делался в пользу простых форм и светлых цветов;
  • помещения светлые и просторные, стремление сделать интерьер не только красивым, но и комфортным.

Орнаменты:

  • обилие цветных элементов и рисунков с изображением цветов;
  • рисунок на оконных занавесках должен быть одинаковым (или по крайней мере сочетаться) с мебельной обивкой.

Элементы интерьера:

  • округлые формы, плавные, изогнутые силуэты, балки, плоские стены;
  • мебель светлых естественных тонов дерева;
  • довольно пёстрая обивка;
  • полы застилаются однотонными коврами;
  • дверь чаще всего разделена надвое по центру (горизонтально);
  • использование витрин, этажерок, угловых шкафчиков и трюмо;
  • стены обязательно оклеены обоями с ненавязчивым, но характерным рисунком;
  • очень желательно наличие камина, каминная полка чаще всего широкая и мраморная;
  • занавески, сшитые из бархата или муслина;
  • предметы искусства: картины, миниатюры и пр.
  • В связи с наличием ностальгических мотивов для оформления интерьера в стиле Бидермейер также свойственно наличие фотографий. Чаще всего они размещались в тяжелых деревянных рамках и располагались в случайном порядке.
  • Как и во многих других стилях, в интерьере бидермейера старались располагать зелёные растения и предметы рукоделия.

Детали и декор

Декор в стиле бидермейер

Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки.
Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

На мебель набрасывают накидки, украшенные ручной вышивкой, пестрые покрывала, скатерти.

Бидермейер представляет собой сплав множества стилей, от которых он взял самое лучшее. Здесь можно заметить элементы классицизма, минимализма, романтизма, деревенского и стиля ампир.

Еще фото бидермейер в интерьере:

Фото стиля бидермейера в интерьере

Текстиль

Согласитесь, ни о каком уюте не могло бы идти и речи, если бы комнату заполняла исключительно деревянная (пусть и такая роскошная, пусть и с обивкой) мебель. Поэтому крайне важно «укрыть» комнату: ковры с высоким ворсом, покрывала, балдахины, легкие занавески в обрамлении тяжелых штор с кистями, подушки и пледы на диванах и креслах, кружевные салфетки и скатерти с вышивкой. Здесь уже можно дать волю фантазии и выбрать менее строгие принты: цветы, фрукты, растения. Позволительно даже сочетать различные фактуры: матовые и блестящие ткани, бархат и атлас.

Посмотреть на стиль бидермейер в органичном обрамлении, то есть на родине, можно, к примеру, в замке Хоэншвангау (Германия), также вы обнаружите его в одном из замков Цесисского комплекса (Латвия) и в Национальном музее Финляндии.

Впрочем, чтобы полюбоваться бидермейером необязательно отправляться в путешествие, можно посмотреть картины художников, и наших отечественных в том числе. Да-да, до России этот стиль тоже добрался, аккурат в пушкинскую пору.

Рудольф фон Альт, «Интерьер дома князя Лихтенштейна в Егерцелле в Вене»

Примеры работ в стиле Бидермейер

Одним из наиболее ярких примеров стиля бидермайер можно считать замок Тегель, построенный в Берлине К.Ф. Шинкелем по заказу семейства Вильгельма фон Гумбольдта. Замок Тегель – небольшое двухэтажное здание, достаточно лаконичное и строгое снаружи. Внутри можно заметить элементы эллинской архитектуры: дорические колонны, античные рельефы и скульптуры, характерные ещё для стиля ампир. Но при этом немало внимания уделено комфорту. В комнатах стояли удобные диваны, этажерки и прочая удобная мебель, можно было заметить и семейные реликвии. При этом главным критерием в интерьерах такого стиля стала не красота и роскошь, а функциональность всех предметов.

Читайте также:
Процесс утепления деревянного дома изнутри

Производство бытовых предметов стало массовым, общедоступным, их уникальность утрачивала своё значение, а производство упрощалось. Декоративная живопись сменялась обоями, которые были гораздо дешевле. Преобладали рисунки в полоску, горошек, арабесковый орнамент.

После эпохи бидермайера наступает период стилевой неопределённости. В архитектуре и искусстве в целом наблюдается смешение различных стилей и эпох, начинается господство эклектизма, или эклектики.

Бидермайер — спокойный и уютный стиль интерьера немецких и австрийских бюргеров

Бидермайер (от немецкого Biedermann — простодушный человек и Maier — фамилии героя стихотворения поэта фон Шеффеля) — провинциальный и скромный стиль дизайна интерьера с сентиментальными мотивами. Бидермайер олицетворяет собой представление типичного немецкого бюргера XIX века об уютном и практичном жилище.

Бидермайер — это также отдельное течение в искусстве, в котором сочетаются черты романтизма и ампира, а главным героем произведений выступает скромный обыватель. Кроме того, термин «бидермайер» широко используется для обозначения стилей мебели, архитектуры и моды периода первой половины XIX века.

Особенности стиля бидермайер

Бидермайер, в отличие от большинства традиционных стилей интерьера, имеет ярко выраженную функциональную направленность. В нем практически нет роскоши и помпезности, зато огромное значение придается практичности и домашнему уюту.

К основным отличительным чертам стиля бидермайер относятся:

  • преобладание свободного пространства в помещении;
  • тщательно продуманное освещение с большими окнами и изящными светильниками;
  • теплая цветовая гамма оформления комнат в желтых или коричневых тонах;
  • простота предметов мебели, изготовленной из древесины светлых пород (ореха, ясеня, вишни, груши);
  • изящное украшение пустот и ниш незамысловатым декором;
  • преобладание в интерьере плавных переходов и линий, отсутствие острых углов;
  • обилие текстиля с красочной расцветкой, а также цветочных орнаментов и узоров в обивке мягкой мебели;
  • скромная отделка стен и потолка в спокойных тонах.

Пол в помещениях, оформленных в стиле бидермайер, обычно изготовлен из паркета. В наши дни также часто используется ламинат, искусно имитирующий паркетную доску. Центральную часть комнаты нередко застилают ковром с длинным ворсом, а шторы для окон подбирают из числа дорогих тканей (бархата или муслина).

Мебель играет в обстановке важную роль, особенно — большой стол со стульями на изогнутых ножках. Такой гарнитур устанавливают в центральной части помещения, а вдоль стен — шкафы для посуды, комоды, серванты, этажерки, бюро и трюмо. В качестве мягкой мебели используют широкие диваны, а также разнообразные пуфы и низкие кресла. Кровати отличаются простотой форм и отсутствием на них резных сложных украшений.

Декор также является неизменным атрибутом интерьера в стиле бидермайер. Эффектно смотрятся на стенах старинные гравюры, акварели и семейные фотографии. На полках этажерок видное место занимают статуэтки и шкатулки, а в сервантах — фарфоровая посуда и керамика. Вышитые скатерти и ажурные салфетки подчеркивают уют домашней атмосферы, а живые цветы в горшках символизируют неразрывную связь с живой природой.

История стиля бидермайер

История стиля бидермайер насчитывает более 200 лет, а основной причиной его появления стали кардинальные политические изменения в жизни немецких и австрийских буржуа. В 1815 году в Европе завершилась бурная эпоха наполеоновских войн и люди получили возможность вернуться к спокойной размеренной жизни. Многим немецким и австрийским бюргерам хотелось уйти от реальности, погрузиться в простые семейные заботы и отдохнуть от революционных событий.

Бидермайер сформировался из нескольких основных составляющих. Из английского георгианского стиля он заимствовал рациональность и простоту форм, из французского ампира — конструктивность, а из рококо — плавность форм и линий. В течение 30 лет бидермайер стремительно набирал популярность на территории Германской и Австро-Венгерской империй. За это время он стал преобладающим провинциальным стилем интерьера и приобрел характерные отличительные черты.

Но популярность бидермайера оказалась весьма недолгой даже в Германии и Австрии, а в других странах Европы он и вовсе не был востребован. Уже в начале второй половины XIX столетия этот стиль перестал пользоваться спросом, а в начале ХХ века его название даже получило ярко выраженный негативный оттенок.

Небольшой интерес к бидермайеру возобновился только в новейшее время. Сегодня этот традиционный стиль дизайна интерьера нельзя отнести к самым популярным, но у него есть свои почитатели в разных уголках нашей планеты.

Бидермайер идеально подходит для людей, уставших от городской суеты и ценящих домашний уют. Этот стиль способен полностью удовлетворить потребности человека в недорогом практичном жилье и создать комфортную обстановку. И в наши дни он остается таким же сентиментальным, обаятельным и романтичным, как и 200 лет назад.

На портале Very Important Lot посетители могут принять участие в арт-аукционах по всему миру в режиме онлайн и приобрести шедевры антиквариата. Наш сайт также дарит всем желающим уникальную возможность напрямую купить предметы интерьера у современных художников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: