Самостоятельное строительство бани: пошаговая инструкция
В традиционной бане на человека одновременно воздействует влажный пар и высокая температура. Баню своими руками строят с учетом действия микроклимата на материалы стен, крыши, фундамента, чтобы сохранить их качественные характеристики весь период эксплуатации. Банные комплексы оборудуют местами отдыха с бассейном, физкультурными залами, парной, солярием и другими помещениями.
- Выбор места для возведения бани
- Подготовка участка под строительство
- Выбор материала
- Их какого материала лучше строить баню
- На чем можно и нельзя экономить
- Планировка бани
- Особенности проектирования и планировки
- Проектирование коммуникаций
- Заливка фундамента
- Возведение стен и обустройство кровли
- Стропильная система и крыша
- Внутреннее оснащение
- Водоснабжение и водоотвод
- Монтаж электрической проводки
- Организация вентиляции
- Установка печи и полок
- Наружная облицовка стен, теплоизоляция
- Декорирование помещения
Выбор места для возведения бани
Бюджетную баню можно построить своими руками, не слишком переплачивая за материалы и работу
Сооружение размещают на возвышенном участке, чтобы обеспечить работу дренажа. Возле дорог лучше не строить.
Выбирают дальнюю область двора, при этом расстояние от сруба по инструкции делают:
- для бань, отапливающихся способом «по-черному» до жилого дома — 12 м;
- для сооружений с установкой дымохода до дома или дачи — 8 м;
- до ограждения участка — 1 м;
- до проезжей части — 5 м;
- до хозпостроек — 6 – 15 м (зависит от материала стен строений);
- до садов, других насаждений — 15 метров.
Окна сауны располагают на закат, чтобы подольше сохранить естественное освещение в помещении, сэкономить электричество. При недостатке места можно возвести баню, пристроенную к гаражу, сараю, совместить с жильем, но нужно учитывать особенности таких проектов.
Подготовка участка под строительство
От забора баня должна располагаться на расстоянии 1 м
Территорию строительства освобождают от растительности. Корни деревьев не оставляют, а выкорчевывают, чтобы при новых влажностно-тепловых условиях они не начали прорастать снова. Расчищают место строительства от камней, мусора, снимают природный слой почвы на 15 – 20 см, который используют для огорода. Если делают большой банный комплекс, заказывают проект, в котором есть чертежи с описанием материалов, поэтапной технологии возведения.
При строительстве бани своими руками участок выравнивают, размечают оси на земле. Для этого используют эластичный шнур, металлические куски арматуры или деревянные колья. На площадку проводят освещение, подготавливают место для хранения стройматериалов и дорогу для их подвозки.
Выбор материала
Требования к материалам для банных стен жестче, чем для возведения других строений. Бани отапливаются от дровяных печей, в помещении парной присутствует разогретый водяной пар.
- теплоизоляционные характеристики, чтобы поддерживать температуру внутри без излишних затрат топлива (угля, дров, электроэнергии, газа);
- устойчивость к смене температур, повышенной влажности;
- надежность, долговечность, прочность;
- экологическая чистота.
Современные строительные технологии позволяют сделать баню с любыми характеристиками, но нужно учитывать величину финансовых затрат. Иногда материалы комбинируют, например, возводят каркасную баню, затем обкладывают ее кирпичом или камнем.
Их какого материала лучше строить баню
Баня из древесного распила
Учитывают качество стройматериалов. Заказывают их у известных поставщиков, по возможности работают напрямую с производителем.
Популярные виды материалов для стройки бани:
- древесина (брус, бревно);
- керамзитобетон, газосиликатные блоки, пенобетон;
- натуральный камень;
- красный кирпич;
- каркас из стали или дерева с обшивкой.
Древесину выбирают так, чтобы пиломатериалы не имели выпавших сучков, темных и синюшных пятен. Перед установкой деревянные детали требуют пропитки антисептиками, что нужно учитывать при выборе материала. Породы отличаются друг от друга твердостью, способностью впитывать влагу. Для банных комплексов используют лиственницу, липу, ольху, сосну, пихту.
На чем можно и нельзя экономить
Перед началом строительства древесину необходимо высушить
Нельзя использовать свежесрубленные бревна, которые не просушены в нормальных условиях. После устройства готового каркаса начинается усадка сруба, которая может длиться год. К строительству допускаются пиломатериалы с влажностью не больше 18%.
Большие габариты банного строения вызывают желание использовать более дешевые материалы для возведения стен, кровли, фундамента. Но недорого часто продают некачественные кирпичи, цемент, пеноблоки сделанные кустарным методом. Если нужно удешевить строительство, лучше уменьшить размеры парилки, убрать из проекта террасу.
Для утепления нужно использовать изоляторы, которые не разрушаются от влаги и жары, иначе через время стены будут открыты для холода. Внутри бани ставят утеплители, которые не выделяют вредных веществ при нагревании.
Планировка бани
Проект можно заказать или нарисовать самому
Проектирование бани должно учитывать вид использования помещения, от чего будут зависеть размеры. Можно построить небольшое здание 2 х 2 метра с парилкой и предбанником или запланировать строение 3 х 3 или 4 х 4 метра, где предусмотреть моечную комнату, место со столом и стульями для отдыха.
Баня в доме различается по функциональности:
- сухая с влажностью не больше 25% и температурой 120°С;
- влажная является стандартом русской бани, при котором пар имеет влажность до 100%, а воздух разогревается до 50 – 90°С;
- водяная представляет подобие турецкой сауны, где много водяного пара и высокая влажность.
Если есть возможность, печку ставят в предбаннике, а в парилку тепло поступает по специальному каналу.
Особенности проектирования и планировки
В маленьких строениях парную и моечную соединяют, а в просторных потеют и обмываются отдельно.
В бане предусматривают помещения:
- раздевалка (предбанник), можно совместить с топкой;
- парная комната;
- моечная;
- место отдыха.
Парная является основной комнатой, она нагревается быстрее. Поддерживанию температуры в ней уделяют внимание. В углу ставят груду камней для выработки пара, под которую проектируют термостойкое покрытие. В парилке устраивают удобные лавки для сидения или лежания, ставят отдельную скамью для работы банщика.
Моечную комнату или просто небольшую кабинку планируют рядом с парным отделением. Атрибуты располагают, чтобы посетителю было удобно.
Проектирование коммуникаций
Водоснабжение устраивают, чтобы не носить воду из дворового колодца. Есть проекты, предусматривающие удаление воды непосредственно в грунт под полом, но зимой жидкость замерзает, слив не функционирует. Поэтому планируют организованную канализацию в виде группы дренажных колодцев, выгребной ямы или септика из нескольких емкостей отстоя и обеззараживания воды.
Электрические сети должны выдерживать определенную силу тока, чтобы не перегревались провода при включении нескольких приборов. Иногда ставят электрические каменки, печи с большой мощностью. Питание подводят для освещения и работы вентиляции.
Заливка фундамента
Заливка ленточного фундамента
Глубину и размеры основания выбирают в соответствии с расчетом, учитывают отметку сезонного промерзания и высоту поднятия почвенной влаги в паводок или сезон дождей.
Поэтапное строительство фундамента:
- размечают размеры траншеи;
- выполняют земляные работы, зачищают и выравнивают дно;
- внизу простилают геотекстиль так, чтобы длинные стороны завести на подушку;
- подсыпают песок и щебень на 5 и 10 см, соответственно;
- ставят опалубку из досок или щитов;
- прокладывают рубероид, заводят на стены.
Бетон заливают за один раз. Массу штыкуют лопатами, арматурой или вибрируют электроприборами, чтобы выгнать воздух.
Возведение стен и обустройство кровли
Стены из бревен необходимо защищать от влаги
По верху фундамента делают гидроизоляцию из 2 – 3 слоев рубероида на смоле или битумной мастике, чтобы защитить стены от увлажнения.
Для деревянных построек используют брус сечением 150 х 150 мм, иногда ставят шириной 180 мм. Соединяют нагелями, шпильками, болтами, используют скобы.
Стены включают отдельные венцы в виде соединенных между собой бревен или брусков. Первый венец выкладывают толстыми пиломатериалами, а на верхние (рядовые) берут уже. Венцы соединяют деревянными шипами сечением 2,5 х 6 см, длиной до 15 см.
Пустоты между бревнами забивают войлоком, между брусками ставят теплоизолятор. Для устройства кровли на стенах монтируют брус мауэрлат.
Стропильная система и крыша
Опорный брус равномерно воспринимает и распределяет нагрузку на стены, затем на фундамент. При монтаже его изолируют рубероидом, к стенкам крепят катаной проволокой или анкерами, чтобы крышу не сдвинуло сильным ветром. Деревянный каркас сруба проверяют на горизонтальность, чтобы не было уклона.
Балки перекрытий делают из бруса или бревен и крепят методами:
- врезают торцы в верхний брусковый ряд;
- кладут прогоны сверху, выпускают концы за контур стены, чтобы использовать их в виде опор для стропильных ног.
Иногда балками работают сами затяжки стропильных висячих ферм. Конструкция состоит из множества деталей, основными из которых являются стойки, подкосы, перемычки, затяжки.
По стропилам делают обрешетку для фиксации на ней профнастила, металлочерепицы, шифера.
Внутреннее оснащение
Внутреннее оснащение парной
К оборудованию внутри бани относят водопровод, канализацию, электропроводку, вентиляцию, систему отопления, банную мебель. Перед строительством все коммуникации планируют заранее, чтобы в парной разместилось требуемое количество людей, а автоматы выдержали суммарную мощность агрегатов.
Отопление проектируют так, чтобы в парилке выдерживалась нормативная температура. Канализация не должна создавать дополнительного увлажнения стен из-за протечек. Вентиляция будет обновлять воздух положенное количество раз за определенное время.
Водоснабжение и водоотвод
Если баню используют только летом, предусматривают систему слива воды их труб и сифонов, чтобы в холода их не разорвало от расширения замерзающей жидкости. Водопровод делают в душевой (моечной), парилке, ставят умывальник в раздевалке или комнате отдыха. На чердаке монтируют водонапорную емкость (около 200 л), чтобы обеспечить хороший напор, или предусматривают помпу.
Канализацию проводят под полом, при этом самым дешевым вариантом является выгребная яма. Дренажные колодцы ставят для ревизии и очистки канализационной трассы. Септики имеют несколько емкостей для очистки и обеззараживания стоков. Их применение позволяет жидкость из последнего отсека использовать для полива сада, огорода.
Монтаж электрической проводки
В бане ставят оборудование, которое использует значительную мощность. Это насосы для обеспечения давления, водонагреватели, электрические каменки. Питание нужно для работы вентиляции, светильников, чайников, электросамоваров.
Повышенная влажность требует, чтобы провода были уложены в специальные короба. В другом варианте допускается прокладка асбеста под кабелями на стене так, чтобы с двух сторон выступали края по 10 см. К каждому агрегату питание подводят отдельным проводом, устанавливают автомат для отключения.
Лучше все контрольные приборы и выключатели собрать на общем распределительном щитке, который расположить в предбаннике.
Организация вентиляции
Вентиляция в бане естественная
Проветривание снижает влажность, когда баня не работает, т. к. водяные пары негативно влияют на мебель, предметы обстановки и отделочные материалы стен, пола, потолка.
Есть два вида вентиляционной системы:
- естественная;
- принудительная.
Естественным образом воздух перемещается по каналам, устроенным в стенах или установленным в виде труб. Такая очистка эффективно работает зимой, но летом в жару наблюдается слабая тяга. В вентиляционные отдушины монтируют вентиляторы, чтобы воздух принудительно покидал помещение. В этом случае требуется поступление свежего воздуха, для которого также формируют подающий канал.
Установка печи и полок
Печь чаще монтируют в соседнем с парилкой помещении, так удобнее подбрасывать топливо, а внутри нет копоти, газа, мусора от угля или дров. Печь в парной может стать причиной ожога, если помещение маленькое.
Полки размещают в 1 ярус, ставят в два или три ряда по высоте. Ширина скамейки для сидения — 60 см, а лежачие места делают 90 см. Минимальная длина полки 150 см, но можно сделать больше, если человек высокого роста. Используют древесину, которая не перегревается, чтобы не обжечься при высокой температуре воздуха.
Наружная облицовка стен, теплоизоляция
Красиво смотрится в бане вагонка из липы белого цвета с характерным ароматом
Внешнюю отделку совмещают с монтажом изолятора. Профлист, сайдинг крепят на каркас из деревянной рейки или оцинкованного профиля, а между элементами фиксируют утеплитель. Ставят гидроизоляционную пленку и мембрану от задувания ветра.
Если ставят утеплитель, который способен впитывать воду, выполняют контробрешетку. Конструкция обеспечит воздушный промежуток между слоями, чтобы сушить изолятор от капель конденсата. Напитывается влагой минеральная вата, целлюлозный утеплитель, а экструдированный пенополистирол и пенополиуретан защищены от воды и пара.
Декорирование помещения
Древесина хорошо смотрится снаружи и внутри без отделки. Для внутренней покраски используют составы, которые рекомендуют для жарких и влажных помещений. Лак категорически нельзя применять, т. к. он выделяет вредные компоненты.
Для декорации используют комбинацию пород дерева с разным цветом и рисунком волокон. Есть светлая древесина, например, ясень, ольха. К темным породам относят сосну, пихту, кедр. Для пола используют керамогранит, керамическую плитку. Материалы применяют экологически чистые.
В комнате отдыха предусматривают мебель, здесь размещают диван, стол, иногда место сочетают с кухней, областью барбекю, террасой и выходом на природу.
Основы нанесения рисунка на кожаные вещи
Обработка кожи выполняется намного проще, чем вы думаете, и результаты могут получиться очень впечатляющими. Все, что вам нужно, это несколько основных инструментов, немного дубленой кожи натурального происхождения и губка с небольшим количеством воды.
Этот практический пример показывает, как вывести свой проект из кожи – будь то кошелек, ремень или цепочка для ключей – на новый уровень.
Примечание по коже:
Дубленая кожа натурального происхождения лучше всего подходит для штамповки. Вся химия этих процессов не очень понятна, но ясно одно, что клетки кожи открыты. Это означает, что если вы нальете воду на кожу, она действительно впитает ее . и затем придаст форму, в которую вы измените ее, пока она влажная. Работать с кожей очень приятно и легко.
Примечание по инструментам:
На первых порах вам не потребуются рабочие инструменты за сотни долларов. Начните с малого. Как утверждает автор, настоящие предметы первой необходимости – это поворотный нож, инструмент для фона и молоток. Какой-нибудь шейдер тоже лишним не будет, но в крайнем случае вы можете использовать ложку или что-нибудь с плоским основанием.
Примечание к дизайну рисунка:
Будьте креативны. Люди всегда любят делать листья и цветы – именно это и продемонстрировал автор – но есть и другие действительно хорошие проекты, которые вы можете осуществить. Ищите вдохновение в изображениях Гугл и Яндекс.
Шаг первый: Как лучше перенести свой дизайн на кожу
Есть пара стандартных способов перенести ваш дизайн на кожаное изделие .
Способ 1: перевод с распечатки.
Это скорее всего наиболее легкий и простой путь. Это довольно легко сделать на самом деле.
Распечатайте дизайн.
Сделайте кожу немного влажной *.
Положите рисунок на кожу чернильной стороной вверх.
Проследите дизайн (вы можете использовать специальный инструмент, который называется стилус, или карандаш, или что-нибудь, что оставит на коже небольшие вмятины).
* Смочите кожу губкой с обеих сторон или быстро запустите ее под кран. Не мочите её так, чтобы она выглядела, как будто бы вынута из лужи, потому что она станет слишком мягкой. Требуется всего лишь немного смочить. Так, чтобы не понадобилось отжимать.
Способ 2: от руки.
Автор предпочитает данный метод, потому что ему нравится придумывать дизайн на ходу. Обычно он делает набросок эскиза, решает, что нравится и не нравится в нем, а затем рисует модифицированную версию на коже.
В данном случае кожа была немного смочена, потому что там была вмятина, где требовалось нанести рисунок.
Шаг второй: Нанесение линий поворотным ножом
Используйте поворотный нож, чтобы прорезать линии.
Да, кожа на самом деле прорезается там, где необходима жирная линия или край. Не режьте до конца, но делайте разрез примерно до половины. Первый раз, когда автор обрабатывал кожу, он боялся что-либо испортить и прошел все этапы неудач. В итоге получился довольно скучный и плоский дизайн. Будьте смелей.
Предупреждение: у вас может возникнуть соблазн остановиться после этого шага, потому что дизайн будет уже выглядеть довольно круто. Не останавливайтесь. Вся основная работа ещё впереди.
На фотографиях показан хороший способ удержания поворотного ножа. Он может вращаться (из-за этого и его название), что позволяет довольно легко вырезать действительно чистые линии. Держите его всегда острым.
Шаг третий: Скос края
Есть специальный инструмент для снятия фаски. Вы также можете использовать ложку.
Идея состоит в том, чтобы скосить края, которые вы действительно хотите выделить. Попробуйте скашивать только одну сторону среза, а другую не трогать. Или скашивать только внешнюю сторону лепестков . или любую другую, которая должна быть скошена.
Шаг четвертый: Облагораживание рисунка на кожаном материале
Если честно, настоящая работа уже сделана. Остаётся облагородить рисунок. Для этого потребуются специфические инструменты.
Одним из хороших инструментов является так называемая «сеялка» (слово жаргонное; как инструмент называется на самом деле не понятно), которая делает маленькие кружочки, похожие на семена на растениях или цветах. Другой – «инструмент камуфляжа» (так же жаргон), с помощью которого можно сделать маленькие лунки в листьях.
Шаг пятый: Заполнение фона
Это трудоемкий, но важный шаг. Хотя всё намного проще, чем кажется. Возьмите инструмент для работы с фоном рисунка и отметьте весь фон. Опять-таки следует быть более решительным в своих действиях. Штамповка вида заднего плана заставит ваш проект выделиться.
Шаг шестой: Добавление последних штрихов / правки
На этом этапе работы автор решил, что требуется вырезать несколько прожилок на листьях. Также один из стеблей был слишком толстым, поэтому его пришлось обрезать и сделать более тонким, путем задира фона по старым линиям. Если у вас есть похожие моды, сделайте их сейчас.
Следующий (и последний) шаг – отделка кожи.
Шаг седьмой: Отделка кожи
Есть дюжина способов сделать это. Автор не является огромным экспертом в этой области. Поэтому он не может дать много советов.
Он экспериментировал на кусочках кожи с прозрачными слоями и пятнами, которые шли вместе со стартовым набором инструмента, но результаты не понравились.
Поэтому всё закончилось путем втирания масла «Neat’s Foot» старым носком . Это не действительная отделка, как таковая, но эти действия смягчают кожу, но не запечатывают рисунок.
Шаг восьмой: Наслаждайтесь своим шедевром
Ваша тисненая кожа будет хорошо выглядеть долгие годы. Автор до сих пор использует кошелек, который сделал в старшей школе. После десяти лет эксплуатации и падения в воду, изделие все еще выглядит так же хорошо (или плохо ), как и раньше. Также еще используется ремень, который был сделан примерно в то же время, и он все еще в хорошей форме.
Роспись по коже своими руками
Роспись по коже — один из популярных видов рукоделия, которое позволяет мастерицам не только приятно провести время, но и обновить старые вещи и дать им новую жизнь. Это вид творческой деятельности, который представляет собой нанесение рисунков с помощью краски на поверхность кожаных изделий. Роспись по коже выполняется преимущественно акриловыми красками, применяется технология для таких вещей, как обувь, кошельки, шкатулки, альбомы, ремни, сумки, куртки и другие кожаные изделия.
Особенности росписи по коже
Прежде чем приступать к выполнению техники росписи по коже, следует ознакомиться с некоторыми особенностями этого вида искусства:
- Самым первым шагом при такой работе является обработка поверхности кожи обезжиривающим средством. Для этого необходимо приготовить такой раствор: на 1 стакан воды следует взять 1 чайную ложку поташа, перемешать до полного растворения. Затем возьмите ватку и тщательно протрите изделие. С помощью такого раствора можно с легкостью удалить все загрязнения и обезжирить материал, в результате чего краска будет ложиться более ровно и надежно.
- Краску не стоит наносить толстым слоем, он должен быть средней толщины.
- С помощью применения такой технологии, как роспись по коже акриловыми красками через трафареты , можно создать оригинальные рисунки, даже не имея навыков в рисовании. Для этого можно приобрести уже готовые трафареты или изготовить их самостоятельно из картона.
- Оригинальные орнаменты получатся, если в процессе работы использовать элементы живых растений. Например, можно взять листья клена или папоротника. Листья раскладывают на плоскости, сбрызгивают краской. Такая методика декора кожаных изделий обычно применяется при дизайне обложек для блокнотов и фотоальбомов, а также женских сумок.
- Популярной является и такая технология росписи по коже, как горячий батик. Заключается он в том, что рисунок на кожу наносится расплавленным воском или парафином. Для этого воск или парафин растапливают на водяной бане, а затем с помощью кисти наносят орнамент.
- «Сухой кистью» — еще одна техника росписи по коже, заслуживающая внимания рукодельниц. От других методик она отличается тем, что на поверхности кожи остается эффект следа от кисти. Чтобы получился такой эффект, стеарина, воска или парафина на кисть следует набирать немного, чтобы ворсинки были лишь слегка увлажненными. После того, как стеарин будет нанесен на кожу, участок изделия необходимо покрыть анилиновым красителем.
Для сумки
В этом мастер-классе представлена работа по росписи сумки методом нанесения точечного рисунка. Для росписи сумки из кожи кроме самого кожаного изделия понадобятся такие материалы:
- спирт или жидкость для снятия лака для обезжиривания поверхности;
- вата или поролоновая губка;
- набор акриловых красок с носиком для точечных росписей.
При украшении сумочки своими руками придерживайтесь такого мастер-класса росписи по коже:
- Первым делом обезжирьте поверхность декорируемого изделия. Для этого возьмите ватку или чистую губку, смочите в спирте или жидкости для снятия лака, и протрите изделие по всей поверхности.
- После проведения такой работы нужно дать коже немного подсохнуть, так как этот натуральный материал имеет свойство впитывать влагу. Когда сумка высохнет, можно приступать к ее дизайну.
- Техника точечной росписи, или point to point, многим на первый взгляд может показаться достаточно сложной, однако это не так. Чтобы нанести точечный рисунок, необязательно иметь художественные способности, достаточно запастись терпением и аккуратно выполнять творческую работу.
- Выберите центральную часть рисунка и начинайте его наносить. Важно знать, что обязательным условием при выполнении точечной росписи, является нанесение точек одинаковых размеров на равном расстоянии друг от друга.
- Возьмите белую краску и нарисуйте с помощью точек крупную ромашку, закрасьте серединку желтым цветом, все так же используя точки.
- Далее перейдите к рисованию листьев, используя насыщенную зеленую краску.
- Когда цветок и стебли с листьями будут готовы, нарисуйте бабочку.
При желании можно нанести абсолютно любой рисунок на кожаную поверхность во время точечной росписи по коже, выбор творческих идей зависит только от вашей фантазии.
Для жакета
Кожаный жакет, кардиган или куртку с красиво расписанной спинкой оценит по достоинству каждая модница, предпочитающая иметь индивидуальный стиль.
При желании создать такой шедевр своими руками вам поможет этот мастер-класс росписи по коже акриловыми красками.
Подготовьте такие материалы:
- краски акриловые для росписи по коже или универсальные;
- спирт для обезжиривания поверхности;
- кисточки разных размеров;
- ролик на поролоне;
- салфетка или карта для декупажа;
- ватный диск или кусочек чистой ткани;
- резиновые перчатки;
- тряпочка для кисточек;
- собственно изделие, на спинку которого будет наноситься рисунок.
Выполнение работы:
- Обезжирьте поверхность кожаного изделия, дайте ему хорошо подсохнуть.
- Для нанесения рисунка распечатайте подходящий для вас рисунок или используйте салфетку или карту для декупажа. В данном случае будем наносить рисунок, на котором изображены два жирафа.
- Когда поверхность одежды обезжирена и хорошо просушена, возьмите немного акриловой краски для фона. Это может быть краска светло-желтого, бежевого или молочного цвета. Нанесите краску на кусок фольги и хорошо раскатайте ее поролоновым валиком.
- С помощью валика тщательно нанесите краску на поверхность жакета или другого изделия, которое вы выбрали. Важно, чтобы слой не был толстым, иначе краска после высыхания может треснуть, но при этом кожа должна быть хорошо и равномерно закрашена.
- Акриловые краски для кожи являются быстросохнущими, поэтому уже через пару минут после окрашивания можно приступать к нанесению рисунка. Используя простой карандаш, сделайте наброски рисунка. Старайтесь рисовать очень легко, без нажима, чтобы линии были едва заметными.
- Если у вас есть палитра, выдавите нужные вам цвета красок для росписи, но можно обойтись и без нее – просто нанести нужное количество материала на кусок фольги. Для достижения нужных цветовых решений в процессе выполнения работы смешивайте цвета краски.
- Далее, ориентируясь на рисунок-заготовку, с которого вы «перенесли» жирафов на одежду, раскрасьте экзотичных животных.
- Когда голова мамы и маленького жирафа полностью раскрашены, приступите к декоративным элементам. С двух сторон рисунка нанесите ромбы и точки, закрасьте их коричневой и белой краской.
- По окончании работы жакет необходимо хорошо просушить, но только естественным способом, не используйте фен и отопительные приборы. Развесьте изделие на вешалке в сухом помещении и оставьте в таком положении на сутки.
- Сверху материал желательно покрыть лаком, тогда создается эффект, словно рисунок был изначально на коже.
Роспись по коже позволяет модницам выглядеть более стильно и оригинально благодаря созданию собственного индивидуального стиля.
Расписываем контурами кожаную куртку, или Морозные узоры не только на окне
Первые морозцы начали прихватывать лужи. С городских улиц, вместе с буйством красок листвы, как ветром сдуло разноцветье в нарядах горожан. То ли по наследию времен и привычек, то ли следуя внутреннему предчувствию зимы, мы постепенно облекаемся в серые, черные, пасмурные куртки, пуховики, сапоги. А вот — мелькнула в плотной стене черных спин задорная брошь, яркий шарф, сочный берет — и непременно глаз выхватил, сознание на миг зацепилось, скольжение улыбки — а это уже немало!
Сегодня я покажу, как привнести кусочек индивидуальности в свой привычный гардероб на примере росписи кожаной куртки в виде воздушной снежинки.
В данном мастер-классе не будет рассмотрен подробно сам рисунок снежинки — его пошаговое видео для интересующихся есть в моем другом мастер-классе. А здесь я хочу затронуть такие важные моменты как:
- подготовка кожаной поверхности к росписи;
- перенос геометрического рисунка на поверхность сложной формы;
- принцип росписи на одежде;
- закрепление контурной росписи на одежде.
Итак, имеем — куртка из натуральной кожи, вид со спины, и портящая ее царапина. Сама по себе кожа — благодатный материал для росписи с точки зрения сцепления с краской благодаря своей пористой структуре. Но в большом проценте случаев поверхность кожаных изделий покрыта толстым слоем всевозможных красок, пропиток и так далее. Эти составы служат для защиты поверхности от проникания в нее влаги, грязи, ну и к краскам это тоже относится. Поэтому перед началом работы поверхность куртки (сумки, сапог и так далее) нужно максимально очистить от загрязнений и внешних покрытий. Доступным и достаточно универсальным средством для сего действа можно назвать спирт. После очистки обычной водой протираем предполагаемое место росписи спиртом.
* Внимание! Качество кож, красок бывает разным! Попробуйте сначала на небольшом незаметном кусочке! Нестойкую прокраску можно смыть и останется мутное пятно с разводами. А то бывает, что протираем “кожу”, а она сворачивается верхним слоем в трубочку или лохмотики под ватным диском!
С тканевыми поверхностями проще — просто наводим чистоту перед росписью.
Рисунок решено сделать в виде кружевной снежинки-мандалы, спускающейся с левого плеча на спину. Снежинка должна быть симметричной. Чтобы нарисовать симметричный объект, нам нужна разметка — лучи, выходящие из центра и набор окружностей разного радиуса вокруг этого центра. На неровной поверхности куртки чертить сложно и неудобно. Поэтому предварительный чертеж делаем на листе бумаги. Центр снежинки предполагается где-то в район плеча, поэтому на листе его тоже помещаем ближе к левому верхнему углу. Через него проводим с помощью линейки и угольника вертикальную прямую, перпендикулярную ей горизонтальную, а также необходимое для конкретного рисунка количество лучей, делящих каждый из получившихся 90-градустных секций на нужное количество секторов — 2, 4, 8 и так далее — это легко сделать с помощью транспортира. Вокруг центра рисуем с помощью циркуля окружности нужных радиусов. Самый большой радиус — это радиус нашей будущей снежинки.
Определяемся, где именно будет располагаться рисунок на изделии. При работе с такими предметами, как одежда, обувь, сумки, стараемся подобрать расположение росписи так, чтобы минимально заходить на швы. Швы менее эластичные, роспись может коробиться на них и в целом выглядит не столь эстетично. Поэтому я решила пустить рисунок вдоль горловины, шва на плече, далее вдоль проймы рукава и на заднюю часть крутки. Под роспись попадает только частично один шов на спине — но от этого уже никуда не деться, иначе роспись не закроет царапину (см. первое фото)
Для переноса разметочной сетки на куртку воспользуемся нехитрым приемом с мелом. После определения площади росписи, переносим нашу сетку-разметку на куртку. Закрашиваем заднюю часть листа с разметкой мелом того цвета, который будет хорошо виден на темной куртке — у меня кусочек желтого. Лишний мел сдуваем или можно слегка пройтись сухой мягкой широкой кистью, смахивая крупинки.
Куртку расправляем, лучше под нее подложить ровный предмет, я взяла кусок картона. Переворачиваем и накладываем лист на куртку. Можно закрепить его кусочками малярного скотча, я просто придерживаю рукой. По линиям разметки проводим без сильного нажима карандашом или гелевой ручкой.
Снимаем аккуратно листок бумаги, чтобы не смазать перенесенные линии.
Работать с этими меловыми линиями не так удобно, да и лишний мел вокруг будет мешать. Поэтому дублируем все линии разметки гелевой ручкой светлого цвета — серебро, золото, белый.
Внимание! Не все гелевые ручки одинаковы! Попробуйте на небольшом незаметном участке — нарисуйте ручкой, а через сутки попробуйте стереть влажной салфеткой — она должна стираться без следа!
После этого влажной салфеткой, влажными ватными дисками и ватными палочками максимально убираем весь мел. Линии от ручки стараемся не задевать, иначе они тоже сотрутся.
Теперь составляем узор снежинки. Узор снежинки создается на основе получившейся разметочной сетки. Благодаря наличию ячеек разметки, мы имеем возможность легко вписывать в них одинаковые по форме и размеру повторяющиеся элементы. Но теперь наоборот, схему самого рисунка будем чертить уже на самой куртке, так как при переносе большого количества мелких деталей, которые должны быть все одинаковыми, велика вероятность их исказить. Здесь открывается широкий простор для полета фантазии. (Перед росписью серьезных вещей я отрабатываю узор, схему, цвет и так далее на других предметах — например, в правом нижнем углу кадра — ежедневник).
Когда узор составлен приступаем к росписи красками. Я работала акриловыми контурами разных фирм, в основном Таир и Декола — как по стеклу и керамике, так и по ткани.
После нанесения контуров оставляем рисунок на сутки сохнуть. Через сутки с помощью влажных салфеток, палочек и дисков удаляем остатки разметки гелевой ручкой и мелом. Оставляем сохнуть еще на сутки.
Теперь роспись необходимо закрепить, ведь куртка — не картина, она будет носиться, деформироваться, тереться, попадать под дождь, мараться и чиститься.
Сначала запечем рисунок утюгом. Накладываем на роспись кусок ткани без ворса, я использую х/б остатки от ткани, из которой шьют пеленки. На небольшой температуре, без пара проглаживаем в течение 5-10 минут каждый участок. Все время приподнимаем ткань и проверяем, чтобы краска не въедалась в нее. оставляем после жаркой процедуры все как следует остыть и полежать еще на несколько часок. Затем защищаем поверхность от непогоды и любителей поотковыривать точечки — лакируем. Я использую только материалы на водной основе, поэтому и лаки выбираю соответствующие. Лак должен быть очень эластичным, чтобы от частого сгибания, сминания и тому подобного в процессе эксплуатации не потрескался и не облез чулком. Это может быть гибкий лак от TuryDesign, лак для кожи ProArt, и даже обычный акрил-уретановый паркетный лак. Я называю лишь то, с чем работала лично, и что хорошо показало себя на практике.
Лак обязательно наносим очень тонким слоем, плоской синтетической кистью, выгоняя другой сухой кистью все лишние затеки вокруг точечек. Нужно 2-3 тонюсеньких слоя с тщательной просушкой между ними. После каждого слоя проверяем на гибкость и эластичность расписанное место.
Наша обновка готова!
Я лично подозреваю, что при таком способе обработке теряются дышащие свойства кожи — возможно. Поэтому я бы, вероятно, не решилась на плотную роспись всей поверхности куртки таким способом, но как вариант скрыть “ранение” или освежить вещь ярким акцентом — вполне! Ну а сумки-кошельки и прочие женские нужности таким методом можно декорировать смело.
Всем большое спасибо за внимание и приятного творчества! Мастер-класс участвует в конкурсе, если было полезно и интересно — прошу поддержать кнопочкой “Нравится”!
Фото готовой работы:
Техника тиснения на коже: создание узоров, надписей и гравировок
Тиснение — это особый способ обработки кожи, при котором на неё наносятся буквы и изображения. Она сама по себе является очень износостойким материалом, при этом навсегда сохраняет на себе эффектный рисунок. Овладев техникой тиснения на коже, можно превратить обычные вещи (кошельки, блокноты, сумки, обложки на документы и даже одежду) в уникальные. Такие изделия можно с гордостью носить самому или дарить близким людям.
Понятие, виды и способы
Сегодня мало кого можно удивить изделиями, приобретёнными на заказ и сделанными мастерами вручную. Тем не менее далеко не каждый решится заняться таким видом рукоделия самостоятельно. Процесс тиснения достаточно трудоемкий, кропотливый, требует изрядной доли мастерства. Однако результат в виде неповторимой тисненой вещи, сделанной собственноручно, стоит затраченных усилий, поэтому мастер-классы по резьбе по коже пользуются большой популярностью.
Для начала стоит разобраться, какими методами пользуются профессионалы и любители при изготовлении выпуклых изображений на коже.
Существует несколько вариантов давленки:
- горячая/холодная;
- тиснение фольгой;
- конгревная;
- блинтовая (слепая);
- тиснение при помощи штампов.
Последний способ, как правило, применяют дома. Он наиболее простой и доступный.
Клише можно купить, заказать и даже изготовить самостоятельно из металлических заготовок. Для этого идеально подойдут такие металлы, как медь, латунь, магний. Для тиснения приоритетнее использовать натуральную кожу растительного дубления. Однако новичку подойдет и искусственная со специальным клеймом. Изделия с гравировкой на коже своими руками получаются красивыми и качественными.
Поэтапное производство тисненого изделия
К четырем основным инструментам для тиснения на коже в домашних условиях относят поворотный нож, штампы (клише), разметчик и молоток. Поворотный нож имеет различные насадки и позволяет делать контуры. Штампы необходимы для нанесения на рисунок фонов, типовых элементов орнамента. Одним из видов штампов узоров на коже является бевеллер, который позволяет придать контуру рисунка объем и выпуклость.
Молоток (киянка) необходим для удара по штампу с целью «продавить» рисунок на материале. Разметчик позволяет отмерять равные расстояния между швами и проводить параллельные линии.
Чтобы сделать тиснение на коже своими руками, следует приготовить:
- набор инструментов для тиснения;
- ножницы (острые и тяжелые);
- деревянную доску;
- стилус;
- увлажнитель или простую воду;
- губку.
Как только необходимые вещи появятся под рукой, можно начинать теснить изделие. Сперва из кожи нужно вырезать заготовку. На эту деталь вручную или с использованием распечатанного на бумаге трафарета наносится изображение. По желанию можно оформить изделие перфорацией по контуру. Это делается дыроколом до начала основной работы.
Чтобы материал стал податливым, его обрабатывают профессиональными увлажнителями, но подойдет и простая вода. Изделие смачивают и оставляют на 30 минут для размягчения. Когда материал вернул свой первоначальный цвет и размягчился, можно приступать непосредственно к тиснению. Работа проходит на деревянной дощечке, которую подкладывают под изделие. При помощи стилуса прорисовываются контуры изображения.
Далее при помощи клише контурам придается объём, наносятся дополнительные орнаменты, фоны. Для этого необходимо расположить клише перпендикулярно коже и ударить по нему молотком. Если она мягкая, тогда нужная глубина тиснения получится с первого раза. Возможно, потребуется ударить молотком несколько раз.
Необходимо следить за тем, чтобы в материал не врезались ногти и посторонние предметы — такой дефект практически неисправим, особенно это касается искусственной кожи. Чтобы проверить силу своего удара, можно использовать ненужный отрезок материала.
По окончании тиснения готовое изделие следует протереть водой и просушить.
По желанию можно покрыть его профессиональными красками — полиролью, антиком, краской с глянцем или эффектом состаривания, специальной финишной краской.
Изготовление надписей
Вначале отрезок кожи следует размягчить мокрой губкой. Далее стилусом нужно нанести желаемое изображение. Рисунок будет проступать в виде слабого оттиска. Затем поворотным ножом аккуратно вырезают одинаковые со всех сторон контуры изображения. Если нож прорезал заготовку насквозь, работу можно считать забракованной.
Для придания рисунку трехмерного эффекта с помощью молотка по тому же контуру продавливают изображение штампами с различными насадками. В завершение поворотным ножом устраняют все дефекты. В конце работы рисунок покрывают специальной краской для кожи. Когда изделие просохло, его полируют мягкой тканью.
Роспись по ткани и коже
Роспись по ткани и коже: безграничные возможности
Для многих людей естественна потребность в самореализации и желании украсить окружающее пространство. Чтобы воплотить в реальность самые интересные проекты по декорированию бытовых предметов или элементов одежды, можно обратить внимание на способы и стили росписи по коже или ткани.
Роспись по ткани или коже пришла из глубины веков. Народы Индии и Индонезии издревле украшали свои жилища, храмы и дворцы батиком. В переводе с древнего наречия это слово означает «каплю воска». В странах Европы роспись по ткани начинает активно развиваться начиная с ХХ столетия. Вручную украшенные элементы одежды, обуви, предметы быта делают жизнь насыщенной, креативной и интересной.
Несмотря на то что сама идея существует многие тысячелетия, современный рынок художественных товаров предлагает богатый выбор наиболее эффективных для творчества материалов.
Роспись по ткани и коже: воплощение задумки
Среди любителей творчества особенно популярны акриловые краски. Примечателен данный материал тем, что позволяет наносить рисунок практически на любую поверхность с минимальной необходимостью предварительной подготовки. Кроме того, после высыхания акрил превращается в пленку, не подверженную внешним влияниям, в том числе она не боится воды. С кисти, особенно синтетической, краска хорошо смывается. Многие мастера прибегают только к использованию акрила и кистей для создания рисунка на поверхности ткани или кожаного изделия. В итоге получается двухмерный рисунок, например, орнамент.
Различные подручные инструменты дарят возможность получить оригинальные отпечатки и варианты фактур. Мастера пользуются валиками, спонжами, зубными щетками и даже пальцами. Особенно актуально применение подобных материалов для экспрессивных изображений.
Однако некоторым творческим людям недостаточно ограничиваться плоским рисунком, они выходят на объемную технику. Способ точечной росписи предполагает использование контуров по ткани, которые оставляют полукруглые капли краски. В результате такого декорирования получается не только красивый узор или рисунок, но и интересная на ощупь поверхность — она приобретает уникальную и неповторимую фактуру. При этом покрывать точками можно как все пространство, так и только определенные участки.
Иногда возникает необходимость подготовить нежный, почти акварельный фон для будущего изображения на тканевой основе. И в данном случае можно воспользоваться красками по ткани. Заготовку — сумку, одежду или платок — желательно предварительно постирать, чтобы избавить от лишней загрязненности или масел. Разбавив водой краску и слегка намочив ткань, можно наносить имитацию акварельных разводов. Следует быть внимательным и не допускать загрязнения другой, оборотной стороны изделия. Лучше всего подстелить целлофан или плотную ткань.
Краски, предназначенные для ткани, нуждаются в термической обработке для закрепления полученного результата. Это не обязательно, но Для этого достаточно просто прогладить изделие утюгом с температурой, соответствующей типу материала. Поверхность рисунка и гладильной доски необходимо защитить, прикрыв тонкой тканью.
Любители декупажа смогут применить свои знания для декорирования изделий из кожи или ткани. Для этого они могут пользоваться привычными материалами: лаком-клеем для декупажа, синтетическими кистями и специальными салфетками. На сухую поверхность следует нанести клей, а потом аккуратно перенести картинку на ткань с помощью кисти. Дождавшись окончательно высыхания, можно продолжать роспись с помощью акриловых красок или приклеить еще рисунков, сделанных при помощи салфеток.
Необыкновенно четкими и аккуратными получаются изображения, созданные благодаря использованию заранее приготовленных трафаретов. Для реализации данной техники потребуется пленка-самоклейка, на которой рисунок предварительно вырезан на плоттере или вручную. Прикрепляясь к поверхности, она позволяет получить картинку с четкими очертаниями без подтеков краски, размазанных контуров — то есть ничем не уступающую производственному аналогу. После тщательно прокрашивания необходимой области пленку отделяют от ткани или кожи.
Батик
Специалисты разделяют батик на холодный и горячий. Оба метода имеют принципиальные отличия, которые касаются процесса выполнения росписи. При холодном батике ткань плотно натягивается и закрепляется на раме. Далее будущий рисунок переносится на поверхность при помощи специальной трубочки и резервирующего состава. При этом контур должен быть замкнутым: состав изолирует отдельные части ткани, чтобы в дальнейшем цвета не смешивались друг с другом. Необходимо дождаться полного естественного высыхания контура. После этого кистью наносится краска для батика. Она быстро распространяется по ткани и заполняет контур изнутри. Мастера нередко смешивают два-три цвета непосредственно на поверхности: в итоге получаются красивые переходы. После высыхания следует провести термическое закрепление изображения, а также промыть готовое изделие в теплой и холодной воде.
Горячий батик отличается применением растопленного воска вместо резервирующего состава. Он имеет схожие свойства и назначение: изолирует участок ткани от изменения цвета. Поэтапное нанесение цветов имеет свои изобразительные преимущества. По окончании работы весь воск с ткани необходимо удалить.
Роспись по коже
Содержание
- 1 Роспись по коже своими руками
- 2 Советы по окрашиванию кожи
- 3 Краска по коже
- 4 Финишеры для кожи
- 5 Уход за кожей с росписью
- 6 Роспись по коже и редизайн, идеи
Роспись по коже своими руками
Шаг 1. Очистить поверхность для росписи и обезжирить. Если кожа потертая, можно использовать нейтральный краситель, чтобы поверхность краски не проникала глубоко в кожу. Перед росписью кожа должна высохнуть полностью от любых моющих средств и влаги. Если на коже есть царапины, её можно отполировать с помощью очень мелкой наждачной бумаги.
Шаг 2. Собственно роспись. Она делается кисточкой или губкой, с помощью специальных акриловых красок, предназначенных для работы по коже. Предварительно набросок можно нанести непосредственно на кожу карандашом (на светлую поверхность) или мелком (на очень темную). Каждый слой росписи следует тщательно просушивать. Не рекомендуется наносить более трех слоев краски. После того, как краска высохнет, можно протереть поверхность мягкой чистой тканью, чтобы удалить излишки красителя.
Шаг 3. Сверху можно создать иллюзию глянцевой кожи или матовой с помощью глянцевого или матового финишера – прозрачного покрытия. Финишер можно наносить в 1-2 слоя. Каждый слой хорошо просушивать.
Шаг 4. После применяется кондиционер или бальзам для кожи. Это улучшит состояние кожи, её износостойкость, и защитит от преждевременного истирания.
Советы по окрашиванию кожи
- Хороший результат обеспечивает тщательная подготовка кожи, не стоит этим пренебрегать.
- Краски и финишные покрытия перед использованием встряхивать.
- Перед тем, как носить окрашенную вещь, нужно подождать хотя бы 10-12 часов до полного высыхания продуктов. Лучше всего выдерживать роспись 24 часа после работы.
- Темную кожу практически невозможно полностью покрасить в белый цвет, поэтому делая белый рисунок, следует быть готовыми, что белая краска не будет ослепительно белой.
- Трещины на коже и потертости следует убирать до начала росписи. Для этого используют мелкую наждачку, специальный герметик.
- Любое покрытие, будь то роспись или финиш, следует наносить только тонким слоем. Всегда лучше сделать два тонких слоя, чем один толстый.
- Не стоит использовать ацетон для очищения кожи, краски могут быть несовместимы с ним.
- Всегда стоит работать в хорошо проветриваемом помещении и перчатках.
- Изучите инструкцию к краскам и финишу перед работой.
- Краски для кожи, как правило, стойкие, так что надо закрывать все остальные поверхности при работе дома.
- Краски по коже не ложатся на восковое или силиконовое покрытие (так иногда обрабатывают кожу на заводах), поэтому предварительно такие вещи следует тщательно очистить с помощью специального очистителя, он снимает восковый слой.
Краска по коже
Краски для росписи по коже – это цветные непрозрачные акриловые красители, эластичные, не оставляющие трещин и не осыпающиеся, при условии, что их применяли правильно. Ими можно окрашивать натуральную кожу, искусственную и винил. Такие краски продаются в салонах с товарами для художников, в лавках с продукцией для рукоделия, в Интернет-магазинах.
Краски для работы по коже можно смешивать между собой. Краски по коже можно наносить кисточкой, а можно – аэрографом, это создает дополнительные возможности для дизайна. Разбавлять акриловую краску по коже можно водой (небольшим количеством), но лучше это делать с помощью нейтральной акриловой краской.
Хранить краски следует в прохладном месте, чтобы она не сохла быстро. Практики говорят, что баночки с акриловыми красками по коже сохнут несколько быстрее, чем обычные акриловые краски.
Финишеры для кожи
Существует три основных вида финишных покрытий для росписи по коже: матовое, атласное и глянцевое. Финиши нужно наносить в 1-3 слоя кистью, просушивая каждый слой. Окончательно финиши высушиваются только спустя 10-12 часов после применения, поэтому не стоит сразу надевать только что покрашенную обувь или одежду.
Уход за кожей с росписью
Уход ничем не отличается от ухода за обычной кожей. Краски по коже водонепроницаемые, поэтому роспись можно мыть с водой, только соблюдая аккуратность и осторожность.
Роспись по коже и редизайн, идеи
В 2011 году в моду вошли оксфордские ботинки с цветными элементами, а в 2012-м на цветной подошве. Многие модницы перекрашивали обычные оксфордские ботинки с помощью акриловых красок.
Особенно красивыми делает роспись ковбойские сапоги, а также превращает любую обувь в дизайнерскую.
Приемы росписи могут быть абсолютно разными: авангардные мазки, графика, живопись, модный color-blocking и т.д. Для росписи можно использовать трафареты или скотч, чтобы границы заливки цвета были точными. Техника принта (с помощью отпечатков или трафаретов) тоже подходит.
Кожа – такой материал, что по ней можно резать (карвинг по коже), и из толстых сортов свиной кожи можно делать резные ремни или ободки для волос в сочетании с росписью.
Особое место роспись по коже занимает в рокерской, байкерской и молодежной субкультуре. Расписанные косухи, кожаные брюки, браслеты – часть имиджа неформалов. И расписывают они свои одежды, как правило, сами, либо просят мастеров по росписи. Сюжеты – типичные для этих субкультур: логотипы любимых групп, портреты исполнителей, ангелы и демоны, черепа и прочее.
Вторую жизнь может роспись дать даже кожаной мебели и кожаным деталям интерьера.