Японские дома: технология, стиль и интерьер
В основе индивидуального жилого строительства в Японии лежат принципы минимализма (почти аскетизма), близости к природе. Они неизменны на протяжении многих веков, в отличие от технологии возведения домов. В традиционные решения вносят коррективы современные технологии и условия жизни.
Традиционный японский дом
Традиционный японский дом (минка) на территории нынешней Японии представлен лишь несколькими музеями. Однако эти постройки, хоть и ушли в прошлое фактически, являются неотъемлемой частью архитектуры и культуры этой страны.
Экскурс в историю японских домов
Традиционные дома – это простые одно- или двухэтажные каркасные постройки из древесины, бумаги, соломы, глины, бамбука. Чем выше был статус жителя страны, тем дороже использовали материалы, тем ярче был украшен фасад. Именно элементы богатых домов и храмов делают японский стиль в архитектуре узнаваемым.
Технология каркасного строительства издавна применялась в сейсмоопасной Японии. Возведенные по ней здания отличались повышенной устойчивостью, давали шанс на выживание при обрушении, их можно было быстро восстановить.
На архитектурные особенности японского каркасника повлияли и климатические условия страны. На большинстве островов Японского архипелага зима довольно мягкая. Наряду с идеей о близости к природе, это определило конструкцию стен.
В традиционных японских домиках была лишь одна глухая стена, где пространство между опорами заполняли травой, замазывали глиной. Остальные представляли собой раздвижные или съемные панели из легкого деревянного каркаса, обтянутого рисовой бумагой. От их снятия не страдал каркас, не нарушалась целостность строения. При этом дом хорошо освещался солнцем, стиралась граница между ним и природой.
Конструктивные особенности домов
Японские каркасники, которые строили десятилетия и века назад, сильно отличались от современных домов. Для них были характерны следующие черты:
- Каркас дома – система опор и балок, соединенных без гвоздей. Вместо них использовали сложную технологию врубки брусьев, бревен.
- Центр строения – устойчивый к подземным толчкам столб.
- Крыша двух- или четырехскатная. Выступает за наружные стены на расстояние до одного метра. Это защищает фасад от воздействия осадков и солнечного света.
- Поднятый на полметра от земли уровень пола. Это делали для того, чтобы обеспечить вентиляцию нижнего яруса строения, сохранить тепло в холодное время года. Для японцев, спящих на матрасе вместо обычной кровати, это важно.
Традиционные японские дома намного опередили свое время. Базовые идеи их строительства положены в основу современных каркасных технологий. Одна из них закономерно носит название “японская”.
Интерьер традиционного дома
В традиционных домах Японии не было четкого разделения на комнаты. Максимально свободное, открытое пространство можно было трансформировать по своему желанию с помощью легких ширм фусума. Так, большую комнату, где днем принимали гостей, вечером с помощью ширм разделяли на спальню и рабочий кабинет.
При такой мобильности речь о габаритной, тяжелой мебели не шла. Вместо шкафов для хранения одежды и предметов быта использовали:
- ниши, замаскированные все теми же ширмами;
- корзины;
- сундуки;
- плетеные короба;
- низкие шкафы с ящиками.
Спальным местом служил матрас футон, а полы застилали жесткими соломенными матами – татами.
Столовая, кухня, хозяйственные помещения оборудовали в непосредственной близости от большой глиняной печи.
Отделочными материалами служили: плотная белая бумага, деревянные доски, штукатурка. Полумрак комнат слегка разбавлял светильник в бумажном абажуре, который называется окиандон.
Современный японский дом
Современные японские дома в секторе индивидуального жилья также возводят по каркасным технологиям. Однако на их внешний вид влияют модные тенденции и использование новейших фасадных материалов.
Каркасное строительство по-японски
Современный дом японца почти всегда выглядит как европейский. Но узнать его можно по лаконичной, гладкой поверхности наружных стен; обилию пропускающего свет стекла; четким геометрическим формам.
Характерную идею близости к природе воплощают в виде террас и балконов со стеклянным парапетом.
В строительстве современных каркасных домов в Японии можно выделить следующие особенности:
- Фундамент – монолитная “утепленная шведская плита”, которая в общем виде представляет собой “пирог” из утеплителя и слоя бетона на нем.
- Пол, как и в традиционном доме, поднят над уровнем земли. Только теперь это делают, монтируя на фундаментной плите бетонные “ребра” высотой 50 см.
- Наружные стены утепляют напыляемым пенополиуретаном.
- Централизованное отопление на самых теплых островах, как и в традиционных строениях, отсутствует. Его заменяют инфракрасные панели, электро- и газовые нагреватели.
Красивый дом в японском стиле сегодня – это уникальное хитросплетение традиций и результатов научно-технического прогресса.
Эволюция интерьера – что изменилось
В последние 30-40 лет образ жизни японцев изменился. Изменился и интерьер жилых домов. Он стал более европейским. В связи с этим:
- Сократилась площадь помещений для хозяйственных нужд.
- Комнаты стали личным пространством с четко определенным функциональным назначением.
- Появилась высокая мебель на ножках.
- Комнаты разделились на “западные” (в центре дома) и “японскую” (в глубине строения), где интерьер выдерживают строго в традиционном стиле.
- Татами заменяют современным напольным покрытиям, так как они не выдерживают нагрузки от мебели на ножках.
- Темная древесина в интерьере уступает место светлой, а штукатурка – обоям с аналогичной фактурой.
В интерьере японского дома все также главенствует принцип минимализма, экологичности и близости к природе.
Построить жилой дом или оформить его комнаты в классическом японском стиле можно, если вы родились в Японии и вам не чужда культура этой страны. В противном случае стилизуйте максимально открытое пространство с помощью акцентных деталей – от декора до мебели.
Видео: традиционный японский домик
Средиземноморский стиль в частной архитектуре
Греция, Италия, Испания, Турция, Хорватия, Сирия, Ливия, Алжир, Тунис и Марокко… Берега 22 государств, расположенных на трех континентах, омывает Средиземное море. Шумерская, этрусская, финикийская, минойская, греческая, римская, византийская и многие другие цивилизации оставили свои следы на его берегах.
Средиземноморский стиль в архитектуре
В культуру, в формирование архитектуры этой области, которую нередко называют колыбелью человечества, сделали вклад десятки наций. Но больше всех, пожалуй, предки современных греков, итальянцев и испанцев. Не зря именно в их странах средиземноморский тип архитектуры – самый узнаваемый и популярный. Да, это те самые, под черепичными крышами домики, а также белоснежные виллы, которые, кажется, созданы из солнечных лучей, морской воды и белого песка.
Базовые черты и специфика стиля
Несмотря на внешнее разнообразие, всем постройкам региона присущи общие, характерные признаки. Сформированы они одинаковым климатом: и в Греции, и в Италии, и на Юге Франции дома строятся таким образом, чтобы сохранять внутри прохладу.
Как правило, структура здешних строений довольно проста, даже архаична, что делает их легким, непринужденным продолжением пейзажа. Созвучие между природой и самим сооружением, рациональным Западом и чувственным Востоком возводит архитектуру Средиземноморья в ранг классического зодчества.
Постройки побережья – воплощение простоты и лирики, манифест о легкости бытия. Им совершенно чужды пафос и излишества. Они расковано и даже несколько небрежно соединяют вместе дешевый известняк и благородный мрамор, керамику и ярко крашенное дерево, кованый металл и штукатурку.
Кроме этого, дом в средиземноморском стиле узнаваем по следующим признакам:
- Черепичная кровля. Крышу чаще всего покрывают коричневой, красной или оранжевой черепицей.
- Открытая планировка этажей и минимальное количество барьеров между помещениями. Подобный прием создает иллюзию плавности и безграничности, способствует лучшей вентиляции помещений.
- Стены обычно отделывают белой, бежевой или терракотовой штукатуркой.
- Наличие арочных проемов, ниш и галерей.
- Наличие открытых, просторных террас и балконов.
- Наличие патио – внутренний, мощеный дворик, иногда накрытый навесом и уставленный горшками с растительностью.
- Если речь о вилле, то присутствует также бассейн, окруженный кадками с зеленью. Впрочем, даже обычный домишко должен иметь водоем – например, небольшой фонтан во внутреннем дворике. Море для народов побережья является фактором достатка и развития, а потому к воде они относятся с особым пиететом.
Цветовая палитра и материалы
Краски здешние градостроители «одолжили» у природы. Стены покрывают белой, розоватой, бежевой штукатуркой, а крыши – оранжевой, красной, коричневой натуральной черепицей. Многие детали, двери, к примеру, или оконные рамы красятся в ультрамариновый цвет, символизирующий волны и небеса.
Полы выкладывают камнем либо крупными керамическими плитами, что способствует прохладе. При этом камень никогда не привозили издали: архитектуре региона свойственно лишь местное сырье. Отказ от импорта диктовался не только практичностью. И греки, и римляне верили в сакральную силу конкретного, родного места. А также полагали, что если дом состоит из местных материалов, то защитное поле природной среды распространяется и на него.
Средиземноморская архитектура в Греции
Помимо общих черт, в каждой стране региона есть свои архитектурные нюансы. В Греции тон задает так называемый кикладский, по имени архипелага, стиль.
Сложился он в XIX веке, когда острова охватил «побелочный бум». Дома, до недавнего времени разные, стали покрывать ослепительно-белой штукатуркой. Дошло до того, что местные власти, стремясь достичь архитектурной однородности вообще запретили использовать любые, кроме белой и синей, краски.
Правда, многие жилые здания на, допустим, Санторини до сих пор остаются бежевого, охряного, терракотового и даже бордового цвета.
Греческие постройки редко превышают 2 этажа. Роль еще одного, дополнительного яруса выполняют плоские крыши, на которых устраивают террасы, располагают баки с водой, сады в кадушках или солнечные батареи. Поскольку жилые дома часто «вписаны» в горный рельеф и расположены ступенями, то крыша нижнего сооружения является верандой для здания ярусом выше.
В материковой части Греции приватные постройки в основном двухэтажные, прямоугольной формы и с двух либо четырехскатными крышами. Возводятся они из камня, который белят известью, а кровли покрывают черепицей.
На первом этаже греческого дома размещают амбары и кухню. Второй, жилой этаж дополняют галерей, которая соединяется с низом дома при помощи наружной лестницы. Не исключение также деревянные балкончики.
Если особняк находится в гористой местности, то плотно примыкает к холму либо скале, или нависает над ними, опираясь на выступающую площадку.
На севере Греции дома складывают из камня-известняка с использованием гальки. А в лесистой части страны можно увидеть и деревянные жилые здания.
Особенности частных построек на Кипре
На архитектуру третьего по величине острова Средиземного моря наибольшее влияние оказала греческая строительная культура. На первый взгляд, это те же белые, под скатными крышами домики, «увешанные» балкончиками и лоджиями.
Но есть и свой, особый колорит. Дома на Кипре могут выстраиваться до 4 этажей (местные власти строго следят, чтобы здания не заслоняли море), а при их строительстве применяют, кроме камня и черепицы, древесину местного, кипрского дуба.
Виллы на острове оснащают террасами и щедро украшают перголами, полы покрывают не только керамической плиткой либо мраморными срезами, мозаикой, но используют и паркет.
Дома киприотов оформлены в характерные для общего стиля светлые краски, а наличие патио не менее обязательно чем длинная терраса.
Средиземноморский стиль в Италии
Как и полагается стране, прямому наследнику Древнего Рима, Италия сохранила верность античным ценностям.
Однако общий для морского побережья стиль трансформировался здесь в так называемый тосканский. Особого расцвета достиг он в годы Возрождения: архитекторы даже придумали термин «тосканский ордер», упрощенный вариант ордера дорического.
Дома итальянского побережья отличаются ясными пропорциями, имеют в основе четкий квадрат или прямоугольник.
Чаще всего их стены возводят из местного шероховатого туфа вперемежку с некрупным кирпичом.
Крыши пологие, черепичные, впрочем, как повсюду на берегах Средиземного моря.
Из древесины делают опоры для арок, стропила и перекрытия, перголы и террасы.
Полы выкладываются каменными или керамическими, фактурными плитами. А стены снаружи украшают коваными фонарями и такими же решетками на окнах.
Частый атрибут итальянских домов, в первую очередь городских особняков – круглые слуховые окошки и галереи в виде арок.
Цветовое оформление – оттенки умеренного коричневого тона (песочный, кирпичный, кремовый, оливковый), акцентированные кобальтовой краской.
Средиземноморский стиль в Южной Франции
От Тосканы до Лангедок-Русильона, одной из южных окраин Франции, всего 800 километров. Тем не менее французская «ветвь» средиземноморского стиля больше известна под названием «прованс».Дома Лазурного берега, по преимуществу, прямоугольные, вытянутые вертикально. Ходовой материал – местный, дикий камень, покрытый штукатуркой светлых колеров: желтого, сливочного, розового. Стены, впрочем, могут быть и «обнаженными», что прибавляет постройке особого, рустикального шика.
Оптимальное количество этажей – 2-3, причем границы между ними нередко подчеркивают карнизами.
Кровли двух и четырехскатные, со слуховыми отверстиями, крытые все той же, типичной для Средиземноморского бассейна черепицей.
Как и на юге Италии, где солнца в избытке, окна французских домов узкие, небольшие и расположены довольно скупо. Зато двери широкие, «амбарные», с коваными петлями. Обязательные дополнения – пристройки к дому, террасы и флигели.
Средиземноморский стиль в Испании
На культуру этой страны много веков воздействовали берберский и мавританский менталитеты, что не могло не отразиться на строительных обычаях. Больше всего восточные мотивы заметны в Андалусии, полностью когда-то завоеванной арабами, и в Каталонии. А вот Валенсия, некогда область Древнего Рима, славится античными лестницами, классическими террасами и плоскими, приспособленными для загорания и пассивного отдыха крышами.
Мусульмане привнесли в жилищную архитектуру Испании и, прежде всего, Андалусии башенки, зубчатые стены, аркады, балюстрады и асимметричные детали декора. А стены многих домов приобрели насыщенные, яркие «одежды», хоть сочетание белого с синим осталось тоже популярным.
Современные испанские дома возводятся чаще в 2-3 этажа. При этом внизу располагается гостиная с камином, кухня и столовая с выходом на террасу.
Балконы обязательны, окна испанского дома оборудованы ставнями, а дверь подковообразной формы – тяжелым железным кольцом для стука (дверной молоток).
В целом светлая гамма традиционного испанского жилища оттеняется более ярким цветом керамики на полу и на крыше.
Средиземноморский архитектурный стиль сегодня
Несмотря на все свое очарование, историческую славу и глобальное признание, средиземноморская архитектура остается «пленницей» южных широт. И этому есть объяснения.
Открытые веранды, террасы, балконы хороши для зим без осадков, а плоские или с небольшим уклоном крыши – для мест, не ведающих сильных снегопадов. Да и небольшие окна, защищающие комнаты от палящего солнца, вряд ли уместны в домах северян.
Что же делать, как быть, если мечта рисует средиземноморский, никакой другой особняк?
- Во-первых, можно повторить форму, типичную для средиземноморских зданий: прямоугольник или цилиндр.
- Во-вторых, использовать для отделки камень, штукатурку, древесину.
- В-третьих, применить отдельные элементы стиля: приемы в виде арок и пергол, декор из кованого металла, а также окраску – дуэт девственно-белого и василькового цвета.
Придавая усадьбе облик итальянского палаццо или испанской виллы, следует, однако, учитывать местный ландшафт и рельеф, ведь гармоничное слияние с природой – одно из условий стилистики.
Сегодня в частном строительстве даже в странах Средиземноморского бассейна все чаще используют новые технологии и материалы, имитирующие природное сырье.
Керамику на крышах потеснила металлочерепица, а двери, ставни, карнизы, бывает, изготавливают из прочных полимеров, стилизованных под натуральный камень либо дерево. Что ж, архитектурный стиль – не догма, а кодекс неких, обобщенных принципов, оставляющий поле для творчества и полета фантазии.
Потрясающая резиденция Edge: территория контрастов от студии Omerta
Этот шикарный дом, возведённый на склоне горы, находится в Афинах, в Греции. Панорамные окна и непринуждённый характер интерьера позволяют обитателям ощущать себя вольными птицами, которым даровано благо с высоты своего уютного и недосягаемого гнезда наблюдать за мирской суетой.
Лаконичная и согревающая цветовая гамма формирует невероятно комфортную атмосферу.
Главная особенность и достоинство проекта — великолепные окна от пола до потолка и во всю ширину стены. Выход на террасу обустроен по тому же принципу: застеклённая дверь является частью основной конструкции.
Незамысловатые, но оригинальные детали очень комфортны для восприятия, но в то же время именно они придают завершённость интерьеру.
Поленья для камина, размещённые на стеллаже вместе с книгами, — это авторская попытка продемонстрировать простоту и оригинальность дизайна.
Ограниченное наличие деталей не мешают взгляду сосредоточиться на главном.
Стильные и грамотно подобранные акценты — люстры и лаконичная подсветка — неуловимо обогащают пространство и наделяют его очарованием невыразимой роскоши, которая не заметна при первом взгляде, но ощущается в каждом элементе.
Дом, получивший название Edge, — семейная резиденция. Она возведена на участке, гарантирующем головокружительные виды, которыми можно наслаждаться, находясь в любой из комнат сооружения. Перед нами — впечатляющий образец современной архитектуры, с невесомой конфигурацией. Начиная от стен и пола и заканчивая невесомой потолочной конструкцией это жилище, в течение всего дня обильно наполняемое естественным светом, представляется поистине особенным.
Входная зона резиденции, предваряемая массивной главной дверью, производит удивительное впечатление благодаря скульптурной решётке из стали с порошковым покрытием. Она декорирует одну из стен прихожей, а эффектные стеллажи, изготовленные по проекту студии Omerta, стали основными носителями минималистской эстетики по всему дому.
Просторные интерьеры, эллиптические и округлые предметы декора, гармонично сосуществующие с линейными компонентами и завораживающее чередование светлых и тёмных тонов — вот фундамент выразительности и узнаваемости этого дизайна.
Глубина восприятия достигается за счёт синергетического сочетания лаконичных мебельных конструкций и тёплого серого оттенка стен, подчёркнутого уникальными световыми решениями. Впечатляющая коллекция современных скульптур и полотен, образцы которой представлены в этом доме повсюду, возвышает эстетику пространства до уровня произведения искусства.
Греческий стиль в дизайне интерьера
Греция ассоциируется с южным средиземноморским колоритом, свежестью моря, солнечными берегами, плантациями оливковых деревьев, горами и живописными античными пейзажами. Не удивительно, что дизайнеры выделяют греческий стиль в отдельную категорию, ведь у него есть четкие критерии. В первую очередь, это сдержанность, рациональная роскошь, комфорт, свежесть и уют.
Многие представляют греческие мотивы в контексте античной культуры. Однако, современный дизайн в греческом стиле не имеет ничего общего с этим историческим периодом. Давайте рассмотрим основные характеристики греческого интерьера и определим, как использовать его проявления в декорировании жилья.
Необычный дизайн квартиры в греческом стиле
Интерьер квартиры в греческом стиле
Греческий стиль в дизайне интерьера дома
Античный и современный греческий стиль в интерьере квартиры или дома
Чаще всего элементы греческого стиля для оформления дома выбирают для себя люди, которым импонирует минимализм и классика. Массивные выбеленные колонны с завитушками, скульптуры и лепной декор остались в прошлом. Эти детали актуально использовать в создании античного пространства. Греческий стиль в интерьере более разноплановый в своих проявлениях. Определить его можно только по аксессуарам, отдельным украшениям и царящей атмосфере средиземноморской идиллии.
Простота, присущая греческому дизайну, выглядит величественно и роскошно, вопреки отсутствию дорогого декора. Основной упор делается на простор, обилие света в помещении, мягкие цвета и плавные переходы. Здесь вы не увидите золота, вычурных аксессуаров и ярких цветов, характерных для римского интерьера. Несмотря на это, обстановка смотрится стильно и необычно. Ее нельзя назвать скучной.
В пространстве современной Греции ощущается комфорт и легкость. Античный стиль для повседневного использования более тяжелый. Его зачастую применяют для декорирования больших домов, коттеджей и особняков людей, которые хотят подчеркнуть свой статус за счет классики и наличия в квартире оригинальных произведений искусства.
Дизайн комнаты в греческом стиле
Греческий стиль в интерьере квартиры
История появления греческого стиля
Первоистоком греческого стиля стал античный интерьер. Он зародился во времена становления культуры (3 век до н.э.) и развивался постепенно, переплетаясь с римскими мотивами. В процессе формирования стилистика Греции заимствовала восточные тенденции и окончательно приобрела свои черты в эпоху становления каменного зодчества. Помимо практической пользы каменных сооружений, греки начали обращать внимание на формы, декорировать здания и создавать предметы быта, которые несут эстетическую нагрузку.
Античные художники и скульпторы стремились использовать богатство материалов для создания очертаний совершенного человеческого тела. До наших дней дошли статуи богов, атлетов, красавиц и богинь. Этот период ознаменовался строительством величественных культурных зданий – амфитеатры, храмы, муниципалитеты и т.д. В основе декорирования помещений греки закладывали мифологию, проводя параллели между миром богов и обычных людей.
Необычный дизайн квартиры в греческом стиле
Интерьер квартиры в греческом стиле
Греческий стиль в дизайне интерьера дома
Основные черты греческого стиля
Чтобы получить идеальное сочетание в интерьере, дизайнеры используют переплетение свойственных направлению оттенков, домашнего текстиля, мебели и аксессуаров. Немаловажную роль в оформлении комнаты играет продуманное зонирование и освещение. Вот основные принципы, которых придерживаются декораторы.
В основе цветовой гаммы лежат краски, максимально приближенные к природе. Это белый, голубой, глубокий синий, молочный, желтый. Стены и пол оформляются преимущественно в белый цвет. Это может быть базовый оттенок краски, побелки или обоев с неглубоким тиснением. Иногда применяют ненавязчивую декоративную штукатурку.
Чтобы общий вид не был скучным и однотонным, для декора используются контрастные вещи. К примеру, оттенить диван молочного цвета может плед и подушки синего подтона. Стены украшают картины, панно и зеркала в лаконичном оформлении с мотивами из греческой культуры.
Выделить историческую составляющую и колорит помогают тематические узоры. Всем известное плетение в греческом стиле применяется для украшения оборок штор, картин, покрывал и ваз. Рисунки в основном геометрические, зигзагообразные, имеющие округлые формы.
Дизайн комнаты в греческом стиле
Греческий стиль в интерьере квартиры
Выделить природный элемент помогает грубая отделка пола и стен. Проступающие камни и штукатурка выглядят натурально и аутентично. Текстурные элементы искусственно формируются за счет лепнины. «Фишка» греческого стиля – наличие порталов в стенах для установки ваз и статуй с декоративной подсветкой.
Хозяева отдают предпочтение данному виду отделки на открытых пространствах в условиях наличия кухни, гостиной, отдельной прихожей и полноценной спальни. Таким образом, идеальным вариантом для воплощения всех задумок является использование частного дома.
Продолжая тему единства с природой и окружающим миром, стоит отметить, что греки любят свет. Поэтому все помещения оснащены распашными окнами. В дневное время комната наполняется солнечными лучами, и белый оттенок стен отражает их, насыщая пространство.
Представленный список – далеко не полная характеристика декора в греческом стиле. Дизайнеры предпочитают использовать его в качестве базы для подстройки под индивидуальные особенности каждого жилья.
Необычный дизайн квартиры в греческом стиле
Интерьер квартиры в греческом стиле
Греческий стиль в дизайне интерьера дома
Цветовая палитра и характерные узоры
В интерьере, тяготеющем к греческому, применяются цвета, которые можно увидеть, гуляя по улицам средиземноморских городов. Потолок и стены помещения окрашиваются в естественные тона. Пастельные оттенки считаются лучшим решением. В тематическом декоре уместными будут считаться:
- оливковый, зеленый;
- песочный, слоновая кость;
- желтый, бирюзовый;
- лазурный, темно-синий, голубой;
- чистый белый.
Для освежения картинки рекомендуется смешивать контрастные вариации всех представленных цветов. Лучше брать в качестве основы светлый тон и выбирать более динамичный оттенок, находящийся с ним в контрасте. К примеру, белый и темно-синий. Выбранная композиция должна смотреться гармонично. Не допускается доминирование нескольких тонов и комбинации более 3-х активных цветов.
Выбирая подходящие сочетания, воспользуйтесь современным решением – пол из темного мрамора и стены из белого необработанного камня. Потолок в данном решении не окрашивается в черный и не привлекает к себе внимания. Натуральный дорогостоящий мрамор вполне можно заменить искусственным заменителем.
Дизайн комнаты в греческом стиле
Греческий стиль в интерьере квартиры
Свойства и формы мебели в греческом стиле
В интерьере греческой направленности соблюдается принцип минимализма. Мебель имеет практическую нагрузку, поэтому ее не много. Детали декора изготовлены исключительно из качественных материалов. Каждый предмет имеет монолитную форму и выглядит добротно. Для гостиной достаточно лаконичного мягкого уголка с диваном, двумя креслами и журнальным столиком.
Помимо кухни в квартире обустраивается столовая зона с массивным деревянным столом и громоздкими стульями. Интерьер в греческом стиле предельно простой, поэтому при покупке мебели нужно обращать внимание на не вычурные вещи, понятные пользователю. Не стоит покупать изделия из натуральной кожи, шелковые и бархатные ткани. Старайтесь не переусердствовать с принтом и выбирать обивку спокойных цветов.
Необычный дизайн квартиры в греческом стиле
Интерьер квартиры в греческом стиле
Греческий стиль в дизайне интерьера дома
Практичные аксессуары, текстиль
Расставить акценты в спокойном интерьере помогут специальные аксессуары. Расставлять их нужно со вкусом, соблюдая баланс между украшением и перебором в количестве декора. Обратите внимание на уникальный предмет – высокие вазы и амфоры, которые с первого взгляда намекнут гостю на наличие греческих мотивов. Чтобы добавить красок и свежести в обстановку, рекомендуется высаживать живые растения в красиво оформленных горшках.
В связи с тем, что Греция находится у берегов моря, в оформлении хорошо будут смотреться морские мотивы. Вы увидите их в картинах и принтах на текстиле. Осуществляя покупки, отдавайте приоритет милым вещицам, создающим уют. При покупке статуэток, выбирайте качественные вещи, привезенные с путешествий. Они будут смотреться органично и подчеркнут ваш стиль.
Дизайн комнаты в греческом стиле
Греческий стиль в интерьере квартиры
Потолки в греческом стиле
Потолок в доме должен быть высоким и вытянутым. На грани со стенами уместно поместить декоративную лепнину или ободок, перекликающийся с классическими античными мотивами. Для отделки используется штукатурка, создающая объем и фактуру. Есть вариант установить колонну или гипсовое украшение, имитирующее своды древнегреческих храмов.
Важно! За счет узких вертикальных колонн можно визуально вытянуть даже средний или низкий потолок. Соблюдайте пропорции.
Неуместно будет выглядеть натяжной потолок. Все поверхности обязательно должны быть матовыми. Лепнина гармонично сочетается с колоннами, узорами на стенах и грубой фактурой необработанного камня. Основным принципом отделки потолка является простота и отсутствие лишних деталей. Люстра предпочтительно легкой конструкции смотрится дорого, но сдержанно.
Необычный дизайн квартиры в греческом стиле
Интерьер квартиры в греческом стиле
Греческий стиль в дизайне интерьера дома
Стены в греческом стиле
Несмотря на наличие готового решения – фактурных обоев, их использование в греческом стиле дизайнеры не приемлют. Для оформления стены применяют грубую штукатурку. В своей работе мастера стараются придать стенам состаренный вид и наложить несколько слоев материалов, чтобы добавить внешнего шарма.
На гладкой стене лучше нанести тематический узор. При этом, рисунок находится в отдельной части поверхности и не выделяется, отвлекая внимание зрителя от интерьера. Многие стараются привлечь к работе художника, чтобы роспись была необычной. В качестве отправной точки применяются геометрические фигуры и четкие линии.
Дизайн комнаты в греческом стиле
Греческий стиль в интерьере квартиры
Пол в греческом стиле
Не стоит недооценивать фактуру пола в общем ансамбле греческого интерьера. В качестве материалов для его отделки актуально использовать мрамор и кафель. Интересно смотрятся элементы мозаики и плитки в теплых цветах. Если нет единого решения по части декорирования пола, можно постелить плитку, имитирующую текстуру натурального камня. Неоднородный тон создаст эффект единства с природой.
Пол светлого цвета можно разбавить рисунками с морской тематикой. Текстильные элементы рекомендуется устанавливать лишь в зоне спальни, гостиной и ванной. Немного грубоватое и аскетичное напольное покрытие выгодно подчеркнет мебель. Комбинируйте различные варианты, чтобы получить желаемый результат.
Греческий стиль прост в понимании и реализации. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы сделать со своего дома настоящий шедевр. Помимо красоты, помещения в греческом стиле подарят своим обладателям неповторимый уют, к которому все так стремятся.
Видео: Дизайн дома в греческом стиле
Как древние греки решали «квартирный вопрос», и какими были их дома
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Помещения древнегреческого дома
Археологические исследования дают довольно много информации об облике жилищ древнегреческих семей. Благодаря раскопкам в городе Олинфе на полуострове Халкидики были изучены остатки примерно сотни домов.
О том, как были устроены дома древних греков, можно судить и обращаясь к античной литературе. Гомер в своей «Одиссее» описывает жилище героя, которое кажется довольно незамысловатым. В нем всего три части – зал, дворик и жилая комната, а оружие и лошадей держали в помещениях сразу за стеной, отделявшей дом от улицы.
Все помещения греческого дома располагались вокруг открытого внутреннего дворика, в котором размещали алтарь, посвященный богу Зевсу, как покровителю семьи. Крытые проходы по периметру двора – пастады – со временем превратились в колоннаду, этот тип греческого интерьера получил название перистиль.
Дворик играл роль в том числе и источника света – окна на первом этаже, как правило, не делали, а второго этажа дом зачастую не имел.
Со временем в центре дворика стали устанавливать бассейн, который наполнялся дождевой водой, стекавшей с наклонных перекрытий.
Большие дома включали два внутренних дворика, один располагался сразу после зала у входа, второй, к которому вел специальный проход – в глубине здания. Этот второй дворик находился на женской стороне, куда мужчинам входить запрещалось – за исключением близких родственников. Эта часть дома – гинекей – включала также спальню хозяев, их дочерей, помещения для рабынь.
Домашний уют по-древнегречески
Главная отличительная особенность древнегреческого дома – его простота и непритязательность. Роскошными греки делали общественные здания, в том числе храмы богов Олимпа, при этом для собственного жилья предпочитая довольно аскетичные условия – выставлять напоказ богатство у греков считалось верхом неприличия. Это характерно для всех периодов древнегреческой истории, разве что в эпоху эллинизма с завоеваниями Александра Македонского в IV веке до н.э. в моду постепенно начинает входить роскошь.
Строение греческого дома защищало от летней жары, обычной для Пелопонесского полуострова, а вот в зимнее время в помещениях было холодно и царили сквозняки, главным же источником тепла были очаг и переносные жаровни, в которых использовались стружки и сухие дрова. Для освещения применялись смоляные факелы.
Главным помещением дома был андрон – мужская комната, где хозяин дома принимал гостей и устраивал пиры-симпосии. А центр домашней жизни, ойкос, представлял собой комнату с очагом, покровительницей которого считалась богиня Гестия.
Жилые комнаты старались располагать с северной части дома. Помещения разделяли чаще не двери, а портьеры, пологи.
В интерьере греки придерживались привычной скромности: мебель была простая, скамьи, столы и кровати делали из дерева. По-видимому, подушки греки использовали только как опору для спины в течение дня, для ночного сна они не применялись.
Вещи хранили в сундуках разных размеров, причем поначалу они не запирались: во времена Гомера крышку закрепляли полосками ткани.
Отделка стен в доэллинистическую эпоху была крайне простой, даже белили их далеко не всегда. Эллинизм принес в обычаи устройства дома свои изменения – внутреннее убранство помещений усложнялось, куда больше внимания греки уделяли красоте и отделке стен, повышению своего комфорта. С IV века до н.э. в жилых помещениях стали появляться фрески и мозаики, входили в моду и лепные украшения. Очень популярны были статуэтки из города Танагры – фигурки высотой 10 – 12 сантиметров, которые изготавливали из терракоты, обжигали и расписывали акварелью.
Интересно, что в греческих домах были предусмотрены ванные комнаты, причем вода подавалась по трубам, а воздух в помещении нагревался с помощью духового отопления от очага соседней комнаты. Богатые домовладельцы могли себе позволить и устройство бани.
Жилищный вопрос и аренда
Центральные районы Афин, например, Пникс, Ареопаг, были застроены довольно интенсивно, дома здесь включали в себя минимум помещений и выходили непосредственно на улицу. Зато на окраине – например, в районе Керамик, где Иван Ефремов «поселил» Таис Афинскую, строили дома просторные и часто двухэтажные, окруженные стеной-забором.
Уже в Древней Греции часть домов строили специально для сдачи в аренду. Такие здания – синоции – возводились вдоль улицы в ряд, и напоминали современные кондоминиумы.
Самой завершенной реконструкцией древних домов может в настоящее время похвастаться Кносс, правда, историческая точность проведенных работ вызывает у ученых серьезные сомнения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Панорамные дома: плавные закруглённые очертания греческого особняка
Архитектура и градостроительство Античной Греции .
Принципы планировки древних городов.
Рис.1 Древнегреческое зодчество .
На Европейском континенте градостроительные приемы впервые стали разрабатывать в античной Греции . В философии греков много веков распространялось учение о гармонично устроенном государстве и о физически совершенном человеке как мере всех вещей.
Под воздействием этих прогрессивных воззрений формировались и основополагающие принципы пластических искусств, складывались тектонические приемы в зодчестве исходя из требований четкости, уравновешенности частей и соответствия их физическим возможностям человека, сомасштабности ему.
Уважение к порядку, организованности, дисциплине, жизненно необходимое для защиты городов-государств в условиях частых войн и в мореплавании, глубоко проникло в сознание греческих граждан. Неудивительно, что эти нормы поведения, особенно любовь к четкости и ясности, повлияли и на градостроительное мышление зодчих. В конечном счете отсюда зародилась идея четко спланированного города с прямолинейной сеткой улиц даже в условиях гористой местности с большими перепадами ее высот и с постановкой построек на улицах в строгий ряд. Напомним, что это было жизненно важно и для обороны греческих городов.
О принципах «шахматной» планировки древних городов как образцовой говорится в философских трактатах. Так, Аристотель , сопоставлявший в своем сочинении различные теории устройства города, упоминает об античном градостроителе Гиподаме Милетском , по проекту которого в IV в. до н. э. строился город с населением в 10 тыс. человек. Город должен был делиться на три части: священную, общественную и частную.
Гиподам считается автором прямоугольной планировки города . Однако и до того времени были известны города с такой планировкой.
Рис.2 План города Милета (II в. до н. э.):
1 – южная агора ; 2 – северная агора ; 3 – театр ; 4 – стадион ; 5 – порт
Так, прямоугольная планировка была использована при восстановлении города Милета в Малой Азии ( рис. 2 ), разрушенного в V в. до н. э. персами. Гиподам усовершенствовал подобные планы и содействовал распространению их по всей Греции . Простая четкая система планировки позволяла вести застройку по частям, что имело большое преимущество в условиях развивающихся греческих городов и колоний.
Греческая прямоугольная сетка плана города стала позднее основной планировкой римских военных лагерей и вновь закладываемых некоторых средневековых городов . В период Возрождения и особенно классицизма такой план представлял почти единственную планировочную структуру городов. Спор о преимуществах и недостатках этого плана продолжается до сих пор.
В отличие от городов Ближнего Востока, в которых центральное положение занимал дворец правителя, в центре классического греческого города размещалась площадь для собраний (агора), окруженная торговыми лавками. Позже агора , размещенная на перекрестках главных улиц, превратилась в городскую рыночную площадь . В городе Приена в IV в. до н. э. часть прямоугольной сетки улиц была вырублена в скале с образованием горизонтальных западно-восточных улиц и ступенчатых северо-южных. Основным элементом греческого города , как нового, так и сложившегося исторически, почти всегда являлся акрополь (дословно верхний город) , представлявший собой укрепленную часть города, расположенную на возвышенности. Примером может служить акрополь в древних Афинах , господствующий над городом ( рис.3, рис.4 ).
Рис.3 Афинский Акрополь .
Рис.4 Планировка Афинского акрополя .
1 – статуя Афины ; 2 – храм Парфенон ; 3 – Эрехтейон ; 4 – Пропилеи ; 5 – храм Аптерос ; 6 и 7 – театры
После застройки акрополя храмами на склоны горы переносились жилые здания. Сложившийся на горных склонах город имел свой гражданский центр — агору . Позже вблизи греческих портов и на перекрестках дорог появились новые торговые центры. Большую художественную роль в облике города приобрели театры и спортивные сооружения. Особое внимание в архитектуре греческих городов уделялось главным площадям. Жилые дома, преимущественно одноэтажные, размещались на определенном расстоянии от красных линий улиц. Количество населения в античных городах было различным. Так, в городах до VI—IV вв. до н. э. оно обычно не превышало 10 тыс. человек, в период же правления Перикла в Афинах, включая порт Пирей, проживало более 100 тыс. человек.
Наиболее древние памятники греческой архитектуры относятся к началу I тысячелетия до н. э. Древнегреческая архитектура античного периода (VI—IV вв. до н. э.) является одним из важнейших этапов мирового зодчества . В этот период с использованием ордерных систем (от слова «ордо» — строй) были созданы ранее не известные типы зданий и сооружений: театры, стадии, школы, дома общественных собраний и пр. Наиболее простым типом греческих храмов был антовый храм . Он имеет прямоугольную форму в плане, покрыт двускатной крышей, парадный вход подчеркнут с торца. Торцовая часть таких храмов обычно оформлялась фронтоном, опирающимся на выступы продольных стен, называемых, антами, между которыми ставили две колонны ( рис. 5, а ).
Рис.5 Планы древнегреческих храмов .
а – с антами ; б – с двумя портиками (амфипростиль) ; в – с колоннадой по всему периметру (периптер)
Позже был создан более сложный вид храма — простиль , в торце которого размещались четыре колонны, а портик, аналогичный восточному, устраивался и с западной торцовой стороны здания ( рис. 5, б ). В V в. до н. э. колонны иногда устанавливались рядами со всех четырех сторон культового здания, что привело к созданию храма типа периптер. Такой тип греческого храма ( рис. 5, в ) считается более законченным. Яркому расцвету древнегреческой архитектуры в VI—IV вв. до н. э . способствовали установление рабовладельческой демократии в полисах и очень важное в экономическом отношении обретение национальной независимости после изгнания персов из Греции в результате длительных освободительных войн. Ведущее положение среди греческих городов-государств в IV в. до н. э. занимали Афины , стоявшие во главе морского союза полисов.
Основными видами монументальных зданий в VI— IV вв. до н. э. были храмы , воздвигаемые в честь богов — покровителей городов. Прототипами храмов явились крупные жилые дома басилевсов . Важнейшим средством композии, придающим законченность и красоту античной форме здания, построенного по определенному порядку, являлась ордерная система .
Ордер представляет собой совокупность архитектурных форм, придающих определенную стилевую характеристику всему сооружению, благодаря тектоническому единству . Формы основных частей античного ордера были созданы в результате художественного осмысления конструктивно целесообразной стоечно-балочной системы . При этом древние греки исключительно большое внимание уделяли пропорциям частей здания и художественной корректировке их положения в пространстве, вводя оптические поправки в расчете на зрительное восприятие здания издали. К таким относятся незначительный наклон верха колонн внутрь, утолщение их диаметра ниже центра тяжести и др.
Греческие зодчие создали три архитектурных ордера : дорический, ионический и коринфский . Материалом для ордеров в ранний период храмового строительства служило дерево ( рис. 6 ).
Рис.6 Покрытие храма дорического ордера (раннего)
Балочное перекрытие ряда колонн, называемое антаблементом , состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза . Колоннады в античной архитектуре имели двойное назначение. С художественной стороны они придавали сооружению торжественность и величие. Вместе с тем колоннада греческого храма имела большое практическое значение: воспринимала нагрузки от крыши; окружая храм , она защищала стены от дождя. Важную композиционную роль в храмах этого типа играл украшенный скульптурами фронтон — треугольная плоскость между скатами крыши и архитравом .
В раннем дорическом ордере ствол колонны был гладким, вытесанным из каменного блока. Позже стволы колонн стали украшать каннелюрами — продольными выемками (по 20—24), которые выявляют объемность колонны. Сверху она заканчивалась уширением — капителью . Низ дорической капители называют эхином , а основную часть ( рис. 7 ) квадратную в плане,— абакой .
Рис.7 Элементы дорического ордера :
1 – эхин ; 2 – абака ; 3 – архитрав ; 4 – триглиф ; 5 – метопа ; 6 – слезник ; 7 – карнизная плита
Архитрав, или главная нижняя балка , представлял собой гладкий каменный блок; фриз (средняя часть) антаблемента украшен триглифами — каменными дощечками с тройными вырезами , которые имитируют торцы деревянных балок. Между триглифами размещались метопы — плиты из керамики или камня с рельефными украшениями . Простой и строгий дорический ордер художественно отображал суровый образ жизни греков, их выносливость, физическую силу и мужество. Из деталей этого ордера были построены в V в. до н. э. храмы Зевса в Олимпии, Посейдона в Пестуме и Парфенон в Афи нах. В V—IV вв. до н. э. в Греции были сооружены наиболее значительные памятники античного зодчества, в том числе главные сооружения Афинского акрополя — Парфенон, Эрехтейон и Пропилеи .
Рис.8 Эрехтейон
Рис.9 Парфенон. Художник Василий Поленов .
На рис. 9 показан общий вид храма Парфенон сооруженного в 447—437 гг. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом под художественным руководством скульптора Фидия — близкого друга правителя Афин Перикла . Архитектура Парфенона является вершиной развития всего греческого зодчества. В его тектоническом строе наиболее полно отражено оптимистическое мировоззрение греков, высоко ценивших гармонический порядок во всем, умеренность, уравновешенность и глубоко осмысленную рациональность. В чистоте же пропорций и линий, округлых форм и словно живых фигурах богов на фронтонах отражен уровень художественного мышления зодчих и скульпторов периода высшего расцвета рабовладельческой демократии в Афинах.
Ионический ордер ( рис. 10, а ) отличается от дорического колоннами меньшей толщины, завершаемыми тонко проработанными капителями, украшенными завитками или волютами .
Рис.10 Греческие ордера
а – ионический; б – коринфский
В стволах колонн вытесывали каннелюры меньшей ширины и глубины, чем на дорических колоннах. Фриз ионического ордера обычно гладкий, карниз внизу имеет зубчики. Примером здания ионического ордера может служить храм Эрехтейон , построенный через 20 лет после Парфенона невдалеке от него. В этом храме привлекает внимание гармония, масштаб частей, вполне сомасштабный человеку, и введение в композицию портика Кор объемной человеческой скульптуры и цвета.
Коринфский ордер ( рис.10, б ), наиболее легкий по пропорциям в сравнении с дорическим , отличается декоративным богатством. Капитель этого ордера имеет формы волют, как бы поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев . На поверхности колонны имеются 24 каннелюры , которые в отличие от желобков ионической колонны внизу и вверху заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера, имеющий сходство с ионическим, более развит и расчленен . Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефным орнаментом . Декоративные элементы этого ордера применялись для выражения идеи торжества и праздничности. Формы колонн и другие элементы корифского ордера широко применялись в измененном виде в зодчестве Древнего Рима , в XIV—XIX вв. в архитектуре Ренессанса , барокко и классицизма . Здания, построенные с использованием ордера , отличающиеся изяществом форм, создают впечатление торжественности. Однако есть много примеров гипертрофированного использования коринфского ордера.
Памятники гражданской архитектуры.
Помимо культовых сооружений зодчие античной Греции создали много ценных памятников гражданской архитектуры, к которым относятся театры, здания для массовых собраний, стадии, гимнасии и др.
На сценах театров древней Греции кроме драматических представлений совершались культовые обряды ( мистерии ). В состав театра входили места для публики, расположенные полукругом, сцена и орхестра — свободная платформа , предназначенная для хора и служащая отражателем звука ( рис. 11 ).
Рис.11 Театр в Приене (реконструкция)
Театры сооружали преимущественно у склонов гор, на которых располагались уступами места для зрителей ( естественные амфитеатры ).
Стадии для соревнований бегунов представляли собой арены с рядами мест для зрителей. Стадии , увеличенные до больших размеров с целью проведения состязаний на колесницах, были превращены римскими зодчими в цирки .
Гимнасии, служившие местом спортивных состязаний юношей (борьба), представляли собой открытые площадки, окруженные портиками и залами для упражнений. Почти все общественные здания греков имели портики или галереи .
Жилища в Древней Греции
Жилища в Древней Греции с ее мягким климатом строились из камня, притом облегченной конструкции, так как в них люди находились в основном ночью. Значительную часть времени деятельные греческие граждане проводили на открытом воздухе — во дворах, в мастерских или на пристани. В условиях теплого климата не было необходимости создавать особые удобства в жилых помещениях.
Крепостные сооружения в Древней Греции
Крепостные сооружения в Греции строили, как и в Египте, с применением в толще каменных стен деревянных связей. Крепостные стены Афин , представлявшие собой более совершенную систему обороны, были сложены из обожженного кирпича на каменном основании. В некоторых видах своих сооружений греки применяли асимметричные архитектурно-планировочные решения, но при этом всегда добивались гармоничного равновесия масс сооружений. Выбор выгодного места для постройки являлся одной из задач греческого зодчества .
Одним из важнейших достижений греческой архитектуры античного периода является создание ордерных систем , зданий, в которых достигнуто единство функционально-технических сторон и художественной формы каменной стоечно-балочной конструкции . Большие заслуги принадлежат греческим зодчим в создании целесообразных и художественно совершенных тектонических систем целого ряда зданий различного назначения (залы заседаний, гимнасии, театры). В эллинистический период (III в. до н. э.— II в. н. э.) в Греции были созданы такие важные инженерные сооружения, как маяки, пристани и др.
История античной архитектуры | Totalarch
Вы здесь
Квартал и жилище в городах Древней Греции эпохи эллинизма
Глава «Квартал и жилище» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)
Жилые дома, составлявшие сплошную застройку квартала, имели общие (разделяющие один дом от другого) стены и окруженные колоннами световые дворы. Относительно небольшие размеры жилых кварталов эллинистических городов (Приена — 35×47 м, Милет — 30X36 м, Книд — 32Х48 м), включавшие в большинстве случаев от четырех до шести домовладений в квартале, обусловили размеры среднего жилого дома от 15X18 до 16×24 м. Однако это распределение застройки участков в эпоху эллинизма при сильном росте имущественного неравенства постоянно нарушается отдельными наиболее богатыми застройщиками (рис. 21). Наряду с обычными домами среднего размера в эпоху эллинизма возникают большие городские дома, занимающие половину или всю территорию квартала.
![]() |
21. Приена. Жилой дом XXXIII (дом Патриция): 1 — первоначальный план; 2 — реконструкция общего вида с портиком, решенным в виде простады; 3 — план дома после перестройки; а — вход; б — двор; в — ойкос; г — двор присоединенного соседнего дома |
![]() |
Наиболее распространенным типом жилища в эпоху эллинизма был перистильный дом, сформировавшийся еще в V—IV вв. до н.э. и особенно подходящий к условиям южного климата.
Жилые дома эллинистических городов возводились из сырцового кирпича, иногда нижняя часть стен выкладывалась из камня. Дома наиболее зажиточных жителей возводились целиком из камня. Внутри помещения штукатурились. В богатых домах отделка нижней части стен имитировала мраморную облицовку при помощи живописных средств либо путем неглубокого рельефа с последующей раскраской. Стены нередко венчались карнизом с сухариками и фризом, выполненным в рельефе. Полы парадных помещений были мозаичными, в других — глинобитные или из каменных плит. Окна небольшого размера располагались обычно высоко от земли и были защищены решетками. Воздух и свет проникали в помещения главным образом через дверные и оконные проемы, выходящие во внутренний дворик. Большинство домов имели уборные с каменными стоками, богатые дома — ванные помещения с керамическими или каменными ваннами, кровли домов были черепичными.
Архитектура эллинистического жилого дома отличается исключительной утонченностью и изяществом. Сочетание разнообразных по форме, отделке и цвету помещений, залитый светом дворик, окруженный тенистыми колоннадами и украшенный небольшими фонтанами, зеленью, цветами, скульптурой, многоцветная фресковая роспись и мозаики — все это делало архитектуру жилого дома особенно уютной, красивой и комфортабельной.
Наряду со знаменитыми мозаиками эллинистических жилых домов из Делоса, Приены, Помпей следует упомянуть замечательные галечные мозаики г. Пеллы в Македонии, который при Филиппе Македонском был ее столицей (IV в. до н.э.). Мозаики сохранили натуральный, необычайно чистый цвет и форму гальки. Сюжеты изображений — самые разнообразные, от мифологических и бытовых сцен до орнаментально-декоративных: спасение Кратерсом Александра во время охоты на льва в Сузах (рис. 22), обнаженный Дионис на пантере с церемониальным жезлом в руке (рис. 23), кентавры, грифон, раздирающий оленя.
![]() |
|
22. Пелла. Мозаика. Охота на льва | |
![]() |
|
23. Пелла. Мозаика. Дионис (?) на пантере |
При раскопках 1961 г. в Пелле был обнаружен еще ряд интересных мозаичных полов больших размеров с изображениями: похищения Елены, охоты на оленя, битвы «амазонок. Мозаики обрамлены цветными бордюрами.
Среди эллинистических жилых домов встречаются два основных типа: пастадный и перистильный.
По всей вероятности, более старый пастадный тип жилого дома в эпоху эллинизма в меньшей степени отвечал вкусам и потребностям разбогатевших горожан, чем дом с более просторным и парадным пери- стильным двориком; этим обстоятельством следует объяснить частую переделку домов пастадного типа в перистильный, как это имело, например, место в доме Патриция в Приене и др.
Наиболее характерной архитектурно-композиционной особенностью эллинистического, как и более раннего, жилого дома является изолированность его внутреннего пространства от улицы, что объясняется патриархальным укладом жизни греческой семьи. Все средства архитектурной выразительности и все богатство декоративной отделки были сосредоточены в интерьере, главным образом в композиционном центре жилища — перистильном дворике. Со стороны улицы фасады жилых домов были весьма скромными и однообразными. Поверхность стен изредка оживлялась плоским архитектурным обрамлением проема входной двери, рустом кладки или нишей пристенного фонтана. Скромный внешний вид жилых зданий резко контрастировал с их нарядной внутренней отделкой.
Жилые дома Делоса, в отличие от приенских, редко имели регулярную прямоугольную форму, что связано с расположением города в условиях сложного рельефа, при котором прямоугольная система кварталов и улиц не могла быть последовательно применена (рис. 24).
![]() |
|
24. Делос. Планы жилых домов 1 — дома Е и F; 2 — дом Диониса; 3 — Дом Масок; 4 — дом Трезубца | |
![]() |
![]() |
25. Делос. Жилой дом. Фрагменты (реконструкция) |
Жилые дома большого размера нередко располагались на узких, искривленных в соответствии с рельефом местности улицах. Относящиеся преимущественно к перистильному типу делосские дома были сложены целиком из камня на глиняном растворе и довольно хорошо сохранились. Во многих домах в сторону улицы выходили лавки и мастерские с большими проемами, что придавало их фасадам более открытый и представительный облик.
Большинство домов было двухэтажными, с двухъярусными перистильными двориками (рис. 25). Другие характерные особенности делосских домов состоят в устройстве в центре дворика плоского бассейна, куда стекала вода с кровли, и в увеличении глубины северного портика перистиля, в который открывались большие парадные помещения дома (ср. с домами Олинфа).
Приведенные ниже названия жилых домов Делоса приняты по найденным в них замечательным мозаикам полов и бассейнов.
Дом Трезубца (см. рис. 24), строительство которого относится ко II в. до н.э., является примером небольшого дома с богатой отделкой интерьера. Широкий коридор-прихожая ведет с улицы в перистильный дворик, который в связи с малой шириной участка примыкает к наружной стене. Справа от входа была комната раба-привратника. Слева от входа помещалась лавка с подсобным помещением, открывающаяся на улицу широким проемом — дверью. Мраморный перистиль дома Трезубца, состоящий из 12 дорических колонн, каннелированных только вверху, выделяется среди других помещений богатством декора. Большие мозаики бассейна, главного портика и др. представляли собой орнаментальные многоцветные композиции. В северо-восточном углу, рядом с главным залом, находилось открытое на юг помещение — экседра. В состав помещений дома входили также комната для рабов и кухня с переносным очагом. Стены главных помещений дома были покрыты стуком и расписаны фресками, изображающими архитектурные элементы отделки интерьера: квадры кладки из ценных пород камня, пояски, карнизы, различные орнаментальные детали, украшавшие фризы, метопы, карнизы. Поверхность полов парадных помещений белая, выложенная одноцветными кубиками и оживленная небольшими цветными вставками.
В перистиле по оси главного входа на квадратном поле изображены черный дельфин и красный якорь, а перед боковым входом — посох Посейдона — черный трезубец, давший название дому. Под бассейном находилась глубокая цистерна для хранения воды.
Дома Е и F (см. рис. 24) типичны для жилой застройки Делоса с его неправильной формы кварталами и узкими изломанными улочками, по которым, однако, везде была устроена сеть водостоков. Размер домов в плане примерно 30×20 м. Раскопками вскрыто состояние домов при их перестройке после 88 г. до н. э. Во многих местах проемы заделаны или пробиты заново. Так, дом F получил новый вход на месте бывшей ранее лавки; старый узкий вход был заделан, и в получившемся закутке была устроена уборная. Хотя дом F, по-видимому, принадлежал небогатому владельцу, судя по малому числу комнат, он имел большую столовую и четко выраженный по всем четырем сторонам геометрически правильный перистильный двор. В доме Е колоннада обрамляла дворик с трех сторон неравным числом колонн. С четвертой стороны двор примыкал к стене столовой, в которой был устроен широкий проем, поделенный на две части колонной.
В доме Е имелась не только достаточно просторная уборная, но и ванна — редкость в условиях бедного водой Делоса. Высеченные в камне места для лестничных косоуров указывают на наличие второго этажа.
![]() |
|
26. Делос. Дом на «Холме». Разрез, план | |
![]() |
Дом на Холме (рис. 26), расположенный вне тесных кварталов города, отличается исключительной законченностью композиции и гармоничностью пропорций, позволяющих отнести его к лучшим произведениям эллинистической жилищной архитектуры. В центре почти квадратного в плане двухэтажного дома размером 15X14,5 расположен восьмиколонный двухъярусный перистиль дорического ордера, вход в который с улицы был расположен сбоку, что несколько нарушало симметрию. Пространство под портиком, ведущим в парадные комнаты, было не; только увеличено в глубину, но и расширено по бокам до наружных стен дома. Таким образом был создан просторный портик, открытый в перистильный двор, что еще более акцентировало значение этой группы парадных помещений в композиции дома.
Внутренняя отделка стен перистильного дворика помещений первого и второго этажей отличается большим изяществом, насыщенностью и разнообразием гаммы. Примечательно тонкое сочетание строго симметричного построения композиционного ядра — перистиля и окружающих его пространств со свободным асимметричным расположением входа и некоторых помещений, что придает разнообразие пространству интерьера.
![]() |
![]() |
27. Делос. Дом Клеопатры. Фрагмент (реконструкция) |
Дом Клеопатры (рис. 27), в котором частично восстановлены стволы нескольких колонн двора, свидетельствует о том, что богатые делосские дома украшались не только мозаикой и яркой раскраской стен, но и скульптурой.
Дом Диониса — пример большого делосского дома с большим количеством комнат (см. рис. 24). Название дома дано по мозаике, изображающей Диониса на пантере.
Дом расположен на одной из главных улиц города и раскрывается на нее двумя (главным и служебным) входами в перистиль и большими проемами четырех помещений лавок и мастерских, сдававшихся, по всей вероятности, внаем. Любопытной особенностью дома является примыкающая к улице лестница, ведущая на второй этаж с самостоятельным входом со стороны улицы.
Неправильная форма участка обусловила асимметричное построение плана здания и вытянутые пропорции перистиля дворика. Он имел мраморные колонны высотой 5,6 м и значительный размер в плане — 8,5X12 м. В отделке дома кроме мозаик, росписи и инкрустации стен широко применен мрамор (пороги, наличник дверей и другие детали). Отделка стен была выполнена в «инкрустационном стиле» с применением неглубокого стукового рельефа при изображении архитектурных деталей.
Дом Масок (см. рис. 24) — пример жилого дома, занимающего целый квартал (39X45 м). Дом имел два перистиля и несколько десятков комнат. Со стороны главного фасада, выходящего на улицу, располагалось несколько лавок с широкими проемами. Каждый перистиль имел самостоятельный вход с улицы; помещения, группирующиеся вокруг перистилей, были связаны внутренними проходами так, что легко могли быть изолированы одно от другого. Это заставляет предположить, что возникновение такого большого комплекса, возможно, произошло в результате объединения двух самостоятельных владений одним хозяином либо несколько иным его назначением в качестве, например, гостиницы или пансионата для актеров. На последнее указывают его расположение поблизости от театра и изображение масок в мозаиках.
Описанные выше эллинистические дома с перистильными двориками и скатными кровлями для стока воды в бассейны предвосхищали развитие римских атриумно-перистильных домов эллинистического периода.
![]() |
![]() |
28. Делос. Дом Дельфина. План, дворик. Мозаика (слева) |
Теми же особенностями отличается другой делосский дом, названный домом Дельфина (рис. 28) по мозаикам его бассейна с изображением четырех дельфинов в морских волнах. В этом доме помещение главного зала также расположено по оси главного входа и перистиля; глубина расположенного перед ним портика — места дневного пребывания обитателей дома — увеличена.
Царские дворцы эпохи эллинизма дошли до нас в плохой сохранности. Некоторое представление об их архитектуре дают раскопки дворцов пергамских царей, входивших в комплекс сооружений акрополя и расположенных вдоль его восточной границы (рис. 29). Дворцы были отделены от общественных и культовых сооружений широким проходом, ведущим на верхнюю террасу акрополя. По композиции плана они близки к типу эллинистического перистильного дома, но отличались большими размерами и великолепием отделки. Известно, что в Большом пергамском дворце мозаики пола были исполнены крупнейшими художниками своего времени. Об их роскоши и утонченном мастерстве, сближающим их с живописью, свидетельствуют найденные фрагменты и древние описания дворцовых полов.
![]() |
29. Пергам. Дворцы. План |
![]() |
30. Пелла. Руины дворца |
Дворец в Пелле (рис. 30), включавший несколько дворов, являлся, по-видимому, не только резиденцией правителя, но и местом расположения различных органов государственного управления.
По свидетельству древних (Либаний и др.), роскошные царские дворцы были в Антиохии, Селивкии, Александрии Египетской, Тире и других резиденциях эллинистических правителей. Дворцовые сооружения представляли собой сложные комплексы, в составе которых были жилые и хозяйственные постройки, святилища, стадионы, театры, сады и рощи, орошаемые многими источниками и украшенные скульптурой. Судя по литературным источникам, особенной роскошью отличались загородные дворцы-виллы, которые возводились в красивой местности среди садов и парков. Такой, например, была загородная резиденция Селевкидов в Дафне под Антиохией.