Покраска поверхностей: технология

Покраска поверхностей

Покраска поверхностей различных конструкций, сооружений, предметов проводиться с целью их предохранения от преждевременного разрушения и придания им опрятного вида.

По чистоте выполнения, покраска может быть простого, улучшенного и высокого качества. Чистота окрашенных поверхностей определяется количеством выполненных операций, а также последовательностью выполнения самих работ.

Подготовка поверхности к покраске.

Процесс подготовки поверхности к покраске зачастую требует гораздо больше времени, нежели сама покраска. Подготавливаемую поверхность очищают от всевозможных загрязнений, отслаивающихся участков старой краски, брызг раствора, масляных пятен, потеков, ржавчины и т.п. Для очистки поверхности применяют скребки, шпатели, стальные щетки, ветошь, а также пылесосы.

Если на поверхности имеются масляные пятна, то их убирают путем промывки поверхности 5-ти процентным раствором тринатрийфосфата или кальцинированной содой. Операцию выполняют с помощью щетки, кисти или куска ветоши. Спустя примерно час после обработки, поверхность нейтрализуют 5-ти процентным раствором соляной кислоты.

Для удаления пятен от растительных и минеральных жиров также применяют различные специальные пасты, которые сначала наносят на жирную поверхность стены слоем 3-5мм, а после высыхания производят очистку шпателем, промывают чистой водой и подсушивают. Подсушку поверхности можно проводить с помощью воздушной струи, направленной от вентилятора или компрессора.

Удаление старых лакокрасочных покрытий с подготавливаемой поверхности производят при помощи шпателей и специальных смывок предназначенных для удаления лакокрасочных материалов или путем применения термофенов.

Металлические поверхности очищают от ржавчины и грязи металлическими щетками.

Бетонные (гипсовые) поверхности стен после очистки шпатлюют до получения ровной поверхности без трещин и раковин. Большие трещины необходимо сначала расшить ножом, расчистить, а потом уже производить их подмазку. Все шпатлеванные места после высыхания подлежат шлифовке и подгрунтовке.

Предварительные процедуры.

При длительном хранении без периодического перемешивания, краска несколько изменяет свою структуру, в связи с чем пигменты с наполнителями оседают вниз, а связующие вещество всплывает к верху. Поэтому, тщательное перемешивание краски перед ее применением является неотъемлемой процедурой.

Если Вы только приобретаете краску, которая длительное время хранилась на складе магазина, то при покупке по Вашей просьбе продавец может произвести перемешивание краски, поставив банку с краской в специальное смешивающее устройство. Для перемешивания краски в домашних условиях можно воспользоваться электродрелью, по аналогии с миксером, прикрепив к ней специальную насадку в виде металлической лопасти или выточенной деревянной лопатки. Металлическую лопасть можно при желании и возможности изготовить самостоятельно из твердой проволоки.

Перемешивать краски на основе легковоспламеняющегося растворителя при помощи электродрели нельзя, поскольку пары растворителя способны легко воспламениться от искр которые могут образовываться при работе электродрели. В этом случае перемешивание краски придется осуществлять вручную.

До начала проведения покрасочных работ краски проверяют на высыхаемость. Для этих целей проводят пробное окрашивание небольшого участка поверхности, растушевывая по ней краску тонким слоем. Нанесенный слой краски должен полностью высохнуть за двое суток. Если высыхание краски займет более продолжительный период времени, то к составу краски необходимо добавить вещество, ускоряющее процесс высыхания. Для масляных красок обычно применяют сиккатив (из расчета 20-30 грамм на 1кг краски).

Иногда бывает, что купленная краска одного и того же цвета в разных банках может иметь немного отличные оттенки. В этом случае необходимо слить содержимое всех этих банок в одну большую емкость и тщательно перемешать.

Если краска хранилась в холодном помещении, то перед нанесением на окрашиваемую поверхность, ей дают прогреться до необходимой температуры.

С особым вниманием необходимо отнестись к созданию требуемых микроклиматических условий в помещении, в котором будут проводиться покрасочные работы. В холодное время года в помещении необходимо обеспечивать температуру не менее 8-10 °C и относительную влажность воздуха не более 70%. Во избежания неравномерной сушки, необходимо обеспечить надежную работу систем отопления и вентиляции, не допустить возникновения сквозняков.

Технология покраски.

Окрашивают поверхности при помощи кистей, валиков или распылителей краски. Наносится краска тонкими слоями за два-три раза. Нанесение последующего слоя краски производят только после того, как полностью высохнет предыдущий слой.

Краска, положенная толстым слоем, после высыхания может потрескаться, и на ее поверхности могут появиться морщины. Кроме того, во время ее нанесения возможно образование подтеков, которые после высыхания образуют на поверхности неровности и бугры.

Небольшие по площади поверхности можно окрашивать маховыми кистями, изделия из дерева – двери, окна, наличники – кистями-ручниками.

Работа кистью.
Во время работы кисть окунают в краску на половину длины ее волоса, отжимая излишки краски о край банки. Краска наносится на поверхность широкими зигзагообразными полосами, отстоящими друг от друга небольшом расстоянии. Нанесенные полосы растушевывают в поперечном направлении, а затем в другом направлении под 90 градусов. Применение такого приема нанесения краски позволяет избежать пропусков и наслоений. Последнюю тушевку краски на стенах производят в направлении перпендикулярному полу, а на потолках – по направлению к окну.

При работе кисть следует держать в руке перпендикулярно или под небольшим углом к окрашиваемой поверхности, краску наносить легкими мазками, не нажимая сильно на кисть. Для тог, чтобы кисть при работе изнашивалась равномерно, ее необходимо периодически поворачивать из стороны в сторону, в противном случае щетина износится с одной стороны и кисть станет не ровной.

Работа валиком.
Валики (резиновые, поролоновые, меховые и пр.) обеспечивают более высокую производительность работы, чем кисти. Красить валиком гораздо быстрее и легче, нежели кистью, однако, по сравнению с кистью, качество поверхности, получаемое при покраске валиком, несколько ниже, чем при покраске кистью. Поверхность, покрашенную валиком нельзя назвать гладкой, поэтому его лучше использовать только для грубой работы.

В связи с тем, что некоторые участки поверхности могут быть недоступны для окрашивания валиком (стены в углах, у плинтусов, наличников и т.п.), предварительно проводят покраску всех этих участков при помощи кисти (ширина окрашенных участков должна быть не менее 7-8мм). При этом слой краски тщательно растушевывается, чтобы не было брызг или потеков.

Во время работы, смоченный в краске валик, приставляют к окрашиваемой поверхности и с небольшим нажимом несколько раз прокатывают по одному и тому же месту. Для экономного расходования краски, валик после окунания два-три раза прокатывают по сетке над емкостью, отжимая излишки краски.

Читайте также:
Плюсы и минусы увлажнителя воздуха для ребенка: стоит ли использовать и почему

При покраске стены, валик обычно катают в вертикальном направлении. Полосы краски, нанесенные валиком, должны накладываться одна на другую с перекрытием в 30-40мм. Нанеся, таким образом, краску на часть поверхности, ее растушевывают при помощи того же валика равномерными вертикальными движениями.

Работа распылителем краски.
При наличии большого фронта работы покраску лучше всего проводить механизированным способом, используя распылитель краски (краскопульт). Распылитель наносит краску на поверхность равномерным слоем, который вряд ли можно получить при использовании кисти.

Перед тем как приступить к работе, необходимо экспериментальным путем определить оптимальное расстояние от головки распылителя до окрашиваемой поверхности, при котором краска будет ложиться на поверхность мельчайшими брызгами, не создавая сплошного глянцевого слоя. При слишком большом расстоянии, часть брызг краски будет падать на пол, не долетая до поверхности, что также нежелательно. В общем случае, в зависимости от вязкости распыляемой краски, при плоском факеле расстояние от головки до поверхности должно составлять 250-350мм, а при круглом факеле, расстояние может быть увеличено до 400-450мм.

Для того, получить поток хорошо распыленной краски, перед началом работы необходимо произвести регулировку распылительной головки. При правильном соотношении между количеством краски и поступающим воздухом, получаемым распыленным составом наносят на окрашиваемую поверхность отпечатки, не имеющие резких границ и сходящиеся по краям на “нет”. Нанесенные полосы краски при таком распылении совмещаются без потеков и изменения толщины красочной пленки.

Во время окрашивания, необходимо следить за тем, чтобы поверхность насыщалась краской равномерно. Появление глянца на окрашиваемой поверхности является главным признаком того, что произошло ее перенасыщение краской. Лучше всего наносить краску тонкими слоями за два или три раза.

Положение краскораспылителя при окрашивании [ лит.]
а – правильно; б – неправильно

Перемещать распылитель относительно окрашиваемой поверхности следует движением корпуса тела и руки, но не движением кисти. Направление факела должно быть перпендикулярным поверхности.

Окрашивание поверхности производится путем нанесения полос краски в горизонтальном или вертикальном направлении. Перед тем, как переместить распылитель на другой участок поверхности для нанесения следующей полосы, подачу воздуха и краски прекращают путем отпускания нажимного курка.

При окрашивании участков, в которых соединяются колеры разных цветов, (например, между панелью и верхней частью стены) для предотвращения попадания краски на ранее окрашенный в другой цвет участок поверхности, необходимо использовать отводную линейку. В ходе работы линейку периодически очищают от осевшей на нее краски.

Покраска потолка.

Если Вам необходимо покрасить и потолок и стены, то в первую очередь покраску необходимо начинать именно с потолка.

Прежде чем приступить к покраске потолка, рекомендуется снять с него все, что может мешать производительной работе (люстры, бра, карнизы для штор и т.п.).

Будет справедливым отметить, что потолки являются самым трудным для отделочных работ элементом помещения, так как при их отделке (в данном случае покраске) человек испытывает довольно большое физическое напряжение.

Обычно покраску потолков осуществляют вводно-дисперсионными, клеевыми, известковыми красками или побелкой.

Покраску потолка начинают с того, что по всему его периметру наносят кайму (краской которой будет краситься потолок) шириной 5-7см. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы брызги краски не попали на смежные стены. При нанесении каймы под кисть подставляйте щиток (полоску из пластика или тонкого металла) который поможет защитить стены от случайного попадания брызг краски.

При нанесении краски на потолок, следует помнить, что последний слой краски (при многослойной покраске) или побелки должен наноситься кистью по направлению к свету (к окну). В противном случае, как бы тщательно Вы ни выполнили покраску, на штрихах оставшихся от кисти, будут образовываться тени в виде нитей, и следы от кисти будут заметны на потолке, что будет выглядеть не очень красиво. Для получения ровной поверхности, последний слой краски лучше всего наносить при помощи краскораспылителя.

Если в помещении имеются потолочные карнизы, то в этом случае сначала красят плоскость потолка, а затем приступают к покраске карнизов.

Покраска стен.

Покраску стен начинают только после того, как будут завершены все работы по покраске потолков. Покраска может быть выполнена с применением любой из перечисленных выше технологий, как с применением кисти и валика, так и с применением распылителя краски.

Начинают покраску с нанесения полос шириной 5-7 см по углам комнаты, а также вокруг окон и дверей. Затем, начиная с угла комнаты, закрашивают участок стены (от пола до потолка) в виде ровной вертикальной полосы шириной до 1 метра. Затем, с некоторым перекрытием закрашивают следующий аналогичный участок стены и т.д. пока не покрасят всю стену.

В процессе работы, краску необходимо периодически взбалтывать или время от времени перемешивать кистью, для того чтобы избежать ее загустевания и образования осадка.

Для покраски стен лучше всего использовать распылители краски. Это не только значительно ускорит сам процесс покраски, но и даст возможность получить окрашенную поверхность лучшего качества, чем, например, при покраске кистью.

Покраска поверхностей: подготовка и технология

Покраска поверхностей проводится с целью предохранения предметов, различных конструкций от преждевременного разрушения. Также одна из причин – это придание опрятного вида. Для разных материалов используют соответствующие приемы, которые и будут рассматриваться в данной статье.

Подготовка разных поверхностей

Подготовка поверхности под окраску один из самых важных моментов:

  • Для начала, поверхность следует очистить от всего лишнего, обезжирить и отшлифовать. Если не выполнить эти требования, то поверхность под покраску не будет обладать достаточной адгезией. От этого зависит срок, в течение которого поверхность будет оставаться в хорошем состоянии.
  • Во время очистки удаляется отслоившийся материал. Это может быть грязь, оксидная пленка или окалина. Всё это делается для того, чтобы краска могла лучше примкнуть к поверхности. В противном случае, если недостаточно хорошо убрать грязь, то на равномерное распределение краски на поверхности можно забыть.
  • Если необходимо подготовить металлическую поверхность к покраске, например, сталь, то сначала следует повести обезжиривание, а затем очистить поверхность наждачной бумагой.
  • Чтобы подготовить деревянную поверхность к покраске, сначала её обрабатывают растворителем, а затем ровняют наждачной бумагой.
Читайте также:
Облицовка лестниц древесиной – особый интерьер в доме гарантирован!

Чем обезжирить поверхность перед покраской

Для этого можно использовать 5-процентный раствор тринатрийфосфата или кальцинированную соду. Операцию проводят с помощью щетки или кисти. Через час после обработки поверхность промывают 5-процентным раствором соляной кислоты.

Предварительные процедуры

Перемешивание краски можно совершить в магазине, попросив об этом продавца. Если эта операция проводится в домашних условиях, то можно воспользоваться электродрелью, прикрепив к ней металлические лопасти. Но, если в состав краски входят легковоспламеняющиеся вещества, использовать электродрель категорически запрещено, так как это может привести к возгоранию. В этом случае перемешивание проводят вручную.

Технология окрашивания

Краску нужно наносить тонкими слоями за 2-3 раза. Только после того, как высохнет предыдущий слой, наносят последующий. При наложении краски толстым слоем, при высыхании она потрескается. Кроме того, могут появиться бугры, неровности и морщины.

Изделия из дерева, такие как двери, окна, лучше красить кистями-ручниками. Кисть при этом окунают в краску до половины, отжимая о край банки излишки. Наносят зигзагообразными полосами на небольшом расстоянии. Затем полосы растушевывают в разных направлениях.

Также можно использовать валик, которым гораздо быстрее и легче работать. Но поверхность при этом будет не гладкой, поэтому его целесообразнее использовать для грубой окраски.

При работе с большой поверхностью лучше пользоваться распылителем. Он наносит краску равномерным слоем, да и времени на это меньше уходит.

Покраска потолка

Для начала снимают люстру, карнизы и т.п. Далее краской, которой будет производиться покраска, по всему периметру потолка наносят кайму (около 5-7 см в ширину). При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы избежать попадания краски на смежные стены. Если проводится многослойная покраска кистью, то последний слой лучше наносить по направлению к свету (окну). Иначе на стене будут заметны следы от кисти. Лучше всего для нанесения последнего слоя использовать распылитель. В этом случае поверхность получится гладкой.

Покраска стен

Начинают после покраски потолка. Можно пользоваться кистью, валиком или распылителем, как было сказано выше. Сначала наносят полосы по углам, от которых вертикально наносят краску, пока не закрасят всю стену. Краску в процессе нужно время от времени перемешивать, чтобы избежать загустения.

Как покрасить стены в квартире своими руками

Стены красят снаружи и внутри здания − удобный и экономичный способ отделки. Метод позволяет быстро изменить цвет, текстуру поверхности. Ремонт не займет много времени. Покраска стен выполняется с подготовкой (выравниванием, грунтовкой) поверхности, в результате плоскости имеют привлекательный вид, который сохраняется длительное время.

  1. Преимущества и недостатки покраски стен
  2. Разновидности красок
  3. Для внутренних работ
  4. Для наружных работ
  5. Инструменты и материалы для работы
  6. Подготовка поверхности
  7. Демонтаж имеющегося покрытия
  8. Шпатлевание и грунтование
  9. Способы и технологии окрашивания
  10. Полезные рекомендации

Преимущества и недостатки покраски стен

Обои имеют определенный рельеф, рисунок, поэтому вариантов комбинаций не слишком много. Лакокрасочные материалы позволяют создать различные оттенки, их сочетания, дают возможность выделить зоны в квартире, сделать орнамент, подчеркнуть функциональность.

Преимущества окрашенных поверхностей:

  • стены и потолки, хорошо подготовленные под отделку, отличаются безупречным видом, долговечностью;
  • покрытие обладает повышенной прочностью по сравнению с обоями, пробкой, побелкой;
  • для декорирования арок, криволинейных элементов легче использовать краску, чем оклеивать рулонными материалами.

Для обновления достаточно перекрасить стену. Поверхность легко моется с применением мыльных препаратов, тогда как обои нужно снимать, переклеивать.

К недостаткам относят необходимость тщательной шпатлевки перед началом работ, необходимость подбора составов в зависимости от наружного и внутреннего применения.

Окраску стен выбирают для отделки гостиной, кабинета, кухни. В ванной лучше положить плитку. В отдельном туалете также подойдет лакокрасочный слой. Для спальни чаще используют рыхлые обои, которые создают дополнительный уют, но их также можно покрасить через 2–3 года для обновления интерьера.

Фасады красят после утепления плиточным пенопластом, экструдированным пенополистиролом, при этом поверхность оклеивают сеткой, шпатлюют и зачищают до гладкости.

С помощью разных колеров и специальной технологии нанесения можно выполнить окраску стен под мрамор, венецианскую штукатурку, древесину, другие натуральные материалы.

Разновидности красок

Та или иная группа красящих составов используется в быту или промышленности, для декорации фасадов и внутренних помещений.

Для производства применяют вещества:

  • минеральные (окислы металлов, неорганические соли);
  • органику (сложные сочетания животного и растительного происхождения).

Компоненты бывают натуральными или синтетическими. Взвеси пигментов соединяют с наполнителями на вяжущих маслах, эмульсиях, латексах. В составе есть пленкообразующие добавки, модификаторы против влаги, выгорания, других негативных факторов.

От вида пигмента зависит цвет, укрывистость, стойкость к атмосферному действию. Каждый ингредиент по-особому отражает солнечные лучи, поэтому больше или меньше выгорает.

В качестве связующих берут суспензии или эмульсии клеев, углеводороды, смолы, полимеры, отвердевающие масла. Они удерживают наполнители и пигменты.

  • корпусные, кроющие поверхность сплошным непросвечивающим слоем;
  • лессировочные составы с полупрозрачным эффектом.

Растворители предохраняют краску от излишней вязкости. Для каждого вида предназначен свой тип: масло, вода, углеводород, спирт, эфир, кетон. Наполнитель нужен для плотности состава, например, перлит делает поверхность текстурированной.

Для внутренних работ

Основное требование к краскам для внутренних работ — экологическая чистота и отсутствие запаха

Человек контактирует с поверхностями внутри дома чаще, чем снаружи, поэтому главным критерием для выбора краски является ее экологическая чистота и безопасность. Состав не должен иметь резкого неприятного запаха, а при повышении температуры воздуха — не выделять в окружающую среду вредных для здоровья веществ.

Другие качества красок для внутреннего применения:

  • красивый вид, эластичность, способность выдерживать слабые удары, царапины, мойку и чистку;
  • хорошая укрывающая способность, плотность, проницаемость для пара;
  • быстрое высыхание, удобство нанесения.

Для интерьера применяют высококачественные составы, которые имеют высокую стоимость. Из-за этого есть еще требование по расходу, чтобы обработать поверхность с максимальной экономией. Качественная подготовка стен под покраску позволяет снизить расход состава на 1 м².

Для наружных работ

Наружный слой на фасаде подвергается негативным влияниям сильнее, чем внутренняя отделка. Разрушают пленку солнечные лучи, жара и мороз. Перепады температур характерны для межсезонья, когда ночью бывает низкая температура, а днем поверхность нагревается от прямых лучей.

Читайте также:
Синий потолок в комнате: дизайнерские идеи, 70+ вдохновляющих фото

В зависимости от условий эксплуатации к наружной краске предъявляют требования:

  • прочность к ударам обуви, транспорта, царапинам;
  • стойкость к химическим раздражителям (автомобильным маслам, щелочам и кислотам в атмосфере);
  • неспособность выгорать под действием ультрафиолета, стойкость цвета, равномерность покрытия.

Для наружных работ присутствие резкого запаха особой роли не играет, т. к. работать можно в респираторе, а после застывания дух улетучивается.

Минеральные компоненты более стойкие к выгоранию, по сравнению с органикой, поэтому выбор цветов несколько ограничен:

  • Dulukx — 120 оттенков;
  • Dufa — 30 видов;
  • Tikkurila — 192 колера.

По дереву используют масляные составы с минеральными пигментами на базе искусственной или натуральной олифы. Для шпатлеванной поверхности применяют латексные, полиуретановые краски с хорошей стойкостью. Пентафталевые ПФ-115 краски употребляют вместе с грунтом ГФ-021, составы недорого стоят, а матовые разновидности образуют красивое покрытие по штукатурке или бетонной поверхности.

Инструменты и материалы для работы

Краску лучше наносить валиком. Кисть используют только для перекрашивания участков, которые трудно достать. Волоски образуют следы на плоскости, они застывают, получается неопрятный вид. Валиком можно лучше раскатать состав, поэтому расход уменьшается.

Другие инструменты для окраски и шпатлевания:

  • ванночка (кювета) для раскатывания красочной смеси с полочкой;
  • дрель для перемешивания красителя (если основная краска белого цвета) и шпаклевочного раствора;
  • шпатели 50 и 7 см (рабочий и накидочный);
  • отвес, строительный уровень, плотничный угольник;
  • рулетка, карандаш;
  • кисть (макловица) и емкость для грунтовки;
  • станок для наждака или алмазных сеточек.

На поверхностях с большим перепадом выставляют маяки из оцинкованного профиля для выравнивания плоскости. Штукатурят поверхности цементно-песчаным раствором, или покупают готовые ремонтные смеси. Под покраску последний слой делают финишной шпатлевкой. Ошкуривают неровности сеточками № 60 и № 240 (старт и финиш). Перед работой оклеивают границы малярным скотчем.

Подготовка поверхности

Сама покраска занимает немного времени, но процесс может затянуться из-за подготовительных работ. Плоскость стены или потолка должна быть идеально ровной, иначе все дефекты (царапины, наплывы, неровности) проявятся после высыхания слоя. Матовая краска меньше подчеркивает изъяны, но на глянцевой брак будет хорошо заметен.

Подготовка включает этапы:

  • штукатурка стен под покраску;
  • шпатлевка финишным составом;
  • ошкуривание и грунтование каждого слоя перед следующим и окраской.

Стены должны быть прочными, для этого ремонтируют их, сбивают слабые слои, убирают ненужные детали. Перед штукатуркой оценивают состояние конструкции, обращают внимание на влажность поверхности. Учитывают ржавчину на закладных металлических деталях. На них наносят специальный препарат от коррозии. Если пренебречь обработкой, ржавчина проступит сквозь краску.

Штукатурку делают по маякам, так легче выставить правильную плоскость. После выравнивания элементы вынимают из стены, а оставшиеся продольные борозды заполняют аналогичным раствором, который также выравнивают с поверхностью.

Демонтаж имеющегося покрытия

Снимают старые обои, для этого применяют механический способ, действие пара. Если были наклеены обои под покраску и нужно поменять только цвет, покрывают лакокрасочным составом, не снимая полотен. Так поступают, если полосы держатся прочно, а ремонт заключается только в подклеивании отдельных мест. В остальных случаях обойный слой удаляют.

Демонтаж керамики и кафеля:

  • плитку со стен убирают механическим методом, простукивая каждый элемент до отделения от поверхности;
  • иногда керамика снимается так, что клей или цементно-песчаный раствор остается на стене, в этом случае оценивают вертикальность и горизонтальность поверхности;
  • если слой не мешает выставлению плоскости, его можно оставить при условии, что он прочно держится.

Окраска стен. Как сделать финиш идеальным?

Одним из современных интерьерных трендов, уверенно набирающих популярность, является окраска стен. Казалось бы, монотонность – это достаточно скучно, однако большинство дизайнеров правы в своем единодушии: окрашенные стены служат нейтральным полотном для выражения стиля в деталях, предметах мебели и аксессуарах и выглядят гораздо лучше, чем повторяющийся готовый рисунок. На первый взгляд, это самый простой вид отделки, однако в покраске стен есть особенности, которые нужно учитывать.

Сегодня совместно со специалистами компании Meffert AG, производителя лакокрасочной продукции düfa мы поговорим о том, какие краски сейчас в моде, как готовить под них основание и какие покрытия прощают огрехи, а какие требуют идеальной поверхности.

Матовая или глянцевая?

Выбор интерьерной краски – это многофакторный процесс, который включает в себя несколько этапов:

  • Определения функционального назначения помещения. Это необходимо для того, чтобы понять предполагаемую степень загрязнения стен и требования к износостойкости покрытия.
  • Выбор цветовой гаммы/глянца. Светлые матовые краски смотрятся ровнее и равномернее, чем более темные и более глянцевые. Если краска матовая, но имеет темный и яркий цвет, то есть повышенный риск белесых пятен при механических нагрузках («эффект письма»).
  • Определение уровня освещенности помещения. Например, модные сегодня большие панорамные окна в пол, или особые источники освещения, направляющие свет вдоль стены, способны высветить не только дефекты в подготовке поверхности, но и результат некачественно выполненных окрасочных работ.

О названных факторах знают большинство маляров, но простой покупатель обычно не в курсе. Это может стать причиной серьезного разочарования и споров о качестве выполненной окраски.

В зависимости от соотношения названных выше факторов и происходит выбор конкретной марки краски с соответствующим уровнем глянца. Почему же так важен глянец?

Прежде всего определимся, что такое глянец и для чего необходим глянцевый эффект. Глянец – это способность краски отражать свет. Прямое отражение света, которое возникает от очень гладкой поверхности – дает эффект глянца. Отражение диффузное, рассеянное, которое образуется на микропористой поверхности – воспринимается как матовый эффект. Степень глянца измеряется фотоэлектрическими блескометрами, чем выше показатель, тем более блестящей будет поверхность после покраски.

Категория глянца имеет цифровое значение – от 1 до 100. Это число означает % глянцевого эффекта на данной поверхности. Например, «2%» это очень матовый эффект, а «20%» это «полуматовый», эффект, он же «шелковисто-матовый» или «полуглянцевый».

Но глянец — это не только блеск. Данный показатель напрямую влияет на износостойкость краски. Вся суть в том, что в составе глянцевых красок количество полимерной смолы выше, чем в матовых, где преобладают пигменты и наполнители. Высокое количество смолы позволяет краске блестеть и быть устойчивой к влаге. Покрытие, которое образует глянцевая краска, легко очищается и легко выдерживает серьезные нагрузки (мытье, шлифующие воздействия, агрессивные и тяжелые загрязнения).

Читайте также:
Панно из мозаики: оригинальные идеи украшения интерьера

В противовес глянцевым, матовые краски не рекомендуются для подверженных загрязнению поверхностей, требующих частого мытья. Поэтому, обычно их используют для потолков и стен в помещениях с низкой эксплуатационной нагрузкой.

Использование матовой краски в ситуациях, не соответствующих задачам помещения может привести к появлению таких неприятных моментов как:

  • Эффект полировки, возникающий при интенсивном трении поверхности тряпкой или губкой. При этом удаляются матирующие наполнители наружного слоя и поверхность становится более глянцевой, что особенно заметно при боковом свете.
  • «Эффект письма», один из самых распространенных дефектов, связанный с появлением белесых полос от механических нагрузок на окрашенных поверхностях. Этот дефект характерен для матовых красок при выборе ярких оттенков колеровки. Почему «эффект письма»? На практике, проводя пальцем, ногтем или палочкой по такой поверхности вы как бы «пишете», как будто ручкой или кистью.
  • Истирание пигмента. Как и в предыдущем случае, истирание пигмента особенно заметно на темных цветовых тонах. Дефект возникает при чистке поверхности влажной тряпкой или губкой, в результате чего окрашивающий пигмент вымывается, а после высыхания поверхность стены покрывается пятнами.

Однако у матовой краски есть свое весомое преимущество – это способность скрывать незначительные дефекты поверхности. Кроме того, матовая краска, особенно светлых тонов – это оптимальный выбор в сложных условиях освещенности, когда свет скользит по окрашенной поверхности и подсвечивает малейшие дефекты. В то время, как глянцевая краска только подчеркнет небольшие царапинки или неровности.

Использование глянцевой краски там, где следовало нанести матовую также чревато неприятными последствиями, и вот яркий пример с нашего форума:

Сегодня современная промышленность выпускает такие варианты матовых или полуматовых красок, которые сочетают в себе хороший эффект маскировки поверхности с высокой износоустойчивостью.

Например, существует такая категория красок как «Mattlatex» или, «матовый латекс». Данный вид продукта пришел на отечественный рынок из Германии. Это, своего рода, уже классика жанра среди типично немецких интерьерных покрытий. И сегодня немецкие маляры преимущественно выбирают покрытия такой «маскирующей» направленности. Слово «матовый» обещает опытному потребителю ровность поверхности при визуальном восприятии, а «латекс» (то есть, некая клеевая основа) особую прочность и износоустойчивость.
Новейшие тренды развития лакокрасочной промышленности связаны с внедрением, помимо традиционного латексного связующего, новых, инновационных материалов: особо стойких дисперсий, восков, наполнителей и пигментов повышенной категории надежности. Такие краски могут включать в себя элементы нанотехнологии, технологий промышленной керамики, микрокристаллинного мраморного наполнителя, образуя поверхности особой стойкости и надежности.

В линейке нашей продукции уровень прочности и выраженность глянца соотносятся с цифровым индикатором в названии и соответствует проценту глянца на поверхности.

  • Так, например, краска, имеющая в названии индекс «2», образует немного структурированную глубоко матовую поверхность, что оптимально для потолков и для стен при спокойном режиме эксплуатации.
  • Индикатор «3» означает также матовую краску, но при высокой гладкости, без рельефа и структуры. Подходит для стен и потолков при высоком уровне отделки. Высокий класс прочности позволяет аккуратное мытье.
  • Индикатор «7» – Краска с выраженным «лощеным», бархатистым эффектом поверхности. Такой уровень глянца делает покрытием достаточно универсальным, уместным и на гладких стенах, и на рельефных поверхностях. Это наиболее популярное покрытие, идеально подходящее для влажных помещений. Уровень стойкости подходит для интенсивных нагрузок.
  • Индикатор «20» – это самое прочное и самое глянцевое покрытие. Такая краска имеет идеальное применение на наиболее нагруженных поверхностях – кухни, ванные, детские, школы, больницы, рестораны и т.д. Она выдерживает интенсивное и частое мытье, с использованием мягких моющих и дезинфицирующих средств.

Таким образом, вопрос выбора краски – это комплексная задача, включающая в себя серьезный набор мероприятий и просто сам по себе выбор очень дорогой краски отнюдь не гарантия отличного результата. Очень многое зависит от подготовки основания.

Подготовка основания

Подготовка основания под покраску включает в себя определенный набор работ, неукоснительное исполнение которого призвано обеспечить наилучшее качество поверхности. Например, уровень подготовки, который годиться под обои, совершенно не подходит для окрашивания. Более того, даже окрашивание краской с различным эффектом требует своего подхода в каждом конкретном случае.

Качество поверхности на разных этапах имеет разные допуски.

  1. Внутренняя штукатурка стен в жилых помещениях – допуск до 2 мм просвета при проверке 2-метровым уровнем. Это если предполагается еще облицовка или шпаклевание.
  2. Внутренняя штукатурка стен под обои – 1 мм просвет.
  3. Прошпаклеванная поверхность под матовую краску допускаются лишь небольшие тени при боковом свете.
  4. Поверхность под покраску полуглянцевой и глянцевой краской не допускает никаких видимых дефектов, а также боковых теней от света.

Применение четких стандартов в подготовке поверхности само по себе подразумевает не только высокий уровень организации отделочного процесса, но и облегчает контроль за работой. Визуально качество поверхности контролируют с помощью специальных плоских ламп. При контрастном освещении поток света направляется вдоль стен. Если заметны неровности (бугры или впадины), значит, поверхность требуется дополнительно зашпаклевать.

Тренд на гладкость и равномерный финиш поверхности диктует свои требования по отношению к подготовке:

  • Идеальная ровность поверхности
  • Использование не только высококачественных материалов (штукатурки, шпатлевки, грунтовки, стеклохолст и т.д.), но и соответствующей технологии базового строительства и отделки (качество нанесения, определенный набор последовательных операций),
  • Выбор соответствующего типа инструмента (коротковорсовый валик или метод распыления).

От подготовки поверхности перейдем к не менее важному и интересному вопросу: выбор способа нанесения.

Механизированный труд против ручного

Не секрет, что сегодня в большинстве случаев используется ручной способ нанесения интерьерной краски на стены при помощи валиков. Это вполне объяснимо, если вспомнить наше более ранее утверждение о том, что большинство людей считают окраску одним из самых простых способов отделки стен, к чему тут ненужная механизация?

Вместе с тем нанесение краски при помощи распыления имеет ряд определенных преимуществ:

  • снижение времени на окраску,
  • снижение расхода материала,
  • уменьшение трудоемкости процесса и утомляемости работника,
  • формирование более качественного покрытия в части того, что слой наносится равномерно и путем распыления, а не накатывания, где нажим на валик не может равномерным просто в силу физиологии.
  • более равномерное и быстрое высыхание окрашенных поверхностей.
Читайте также:
Осушитель воздуха для подвала

Впрочем, есть у механизированного способа и свои недостатки, связанные с образованием капельно-воздушной взвеси, которая оседает на поверхностях, не подлежащих окраске. Поэтому такой способ требует более тщательной подготовки, в случае если ремонт производится в меблированном помещении: всю мебель необходимо или вынести, или тщательно укрыть пленкой, что не всегда возможно, а не окрашиваемые поверхности – тщательно защитить.

Выводы

Мнение о том, что окраска не слишком сложное занятие, с которым справится каждый, отчасти соответствует истине. С сегодня производители, в числе прочих, стремятся создавать продукты, отвечающие требованиям пользователя, особенно в тех случаях, если ремонт он делает впервые. Поэтому – тренд на рынке красок – максимально комфортная, подвижная консистенция красок, забота об экологии, защита потребителя от брызг при нанесении – все это позволяет меньше затрачивать усилий при нанесении и получать больше положительных эмоций. Увеличенное по сравнению с традиционными рецептурами время высыхания – позволяет работать с бОльшим комфортом, вовремя корректировать возможные ошибки и недочеты.

Объективно, к интерьерным краскам высшего сегмента предъявляется достаточно большой перечень требований, не только и не столько эстетических, сколько эксплуатационных. Если мы говорим о комфортности нанесения, то качественная краска должна обладать:

  • Отличной легкостью распределения по поверхности без сопротивления,
  • Высокой продолжительностью «открытого времени» при производстве работ, для возможности корректировки покрытия,
  • Способностью краски «растекаться», образовывать гладкую поверхность без лишней текстуры,
  • Надежной защитой от брызг при проведении работ,
  • Отсутствием запахов как при покраске, так и у готовой поверхности,
  • Краска должна давать идеально равный результат при любом способе нанесения: кисточка, валик, распыление,
  • И не стоит забывать про экономичность.

​Но подобный перечень будет неполным, если не упомянуть о требованиях, предъявляемых к эстетике и эксплуатационным характеристикам. Хорошая краска – это:

  • Высокая степень укрывистости.
  • Отличная равномерность поверхности и низкий риск образования пятен и полос.
  • Высокая прочность поверхности, возможность уборки мытьем без последствий для покрытия.

Следует всегда правильно планировать свою работу, ознакомиться с ремесленными приемами и лайвхаками и только после этого приступать к ответственной работе по покраске, обязательно набив руку и проверив все новые материалы и техники на тестовых образцах поверхности. На нашем портале много полезных тем и статей по данной тематике. Например, откуда берутся вертикальные полосы на окрашенных стенах или как влияет солнце на проявление дефектов окрашенной поверхности.

Об интересных вариантах покраски стен читайте в нашей статье.

5. Технология окраски поверхностей

5. Технология окраски поверхностей

Для нанесения окрасочных составов используют различные кисти, валики, краскопульты, компрессорные окрасочные агрегаты с пистолетами-распылителями.

Кисти применяют при небольших объемах работ и для окраски труднодоступных мест. Более высокая производительность труда и качество работ достигаются при применении валиков с поролоновым или меховым чехлом.

Принцип работы краскопульта заключается в том, что под давлением краска через отверстие в удочке равномерно распыляется по поверхности. Однако краскопульты можно использовать только для нанесения невязких окрасочных составов (известковые, клеевые, силикатные и т. п.).

Для нанесения малярных составов любой вязкости применяют компрессорные окрасочные агрегаты с пистолетами-распылителями. При малых объемах работ бачок для малярного состава подвешивают к пистолету-распылителю.

Наносить окрасочные составы удочкой с форсункой или пистолетом-распылителем следует плавными кругообразными движениями параллельно окрашиваемой поверхности. При этом надо следить, чтобы не было пропусков и повторных прохождений по одному месту. Для равномерного и плотного оседания состава форсунку удочки следует держать на расстоянии 0,75-1 м от окрашиваемой поверхности, а головку пистолета — на расстоянии 25–30 см. Если расстояние будет больше указанного, краска не долетит до поверхности, а при меньшем расстоянии образуются подтеки. Казеиновые составы пригодны для окраски как внутренних, так и внешних поверхностей зданий. Но в малярных работах их применяют редко, так как они допускают применение только щелочеустойчивых пигментов, чем ограничивается их цветовая палитра, а также из-за дефицитности связующего.

Известковые и цементные составы применяют для окраски сырых помещений, фасадов зданий, к отделке которых не предъявляют высоких требований.

Силикатные составы могут использоваться для окраски внутренних помещений и фасадов. Краски обладают хорошей адгезией к поверхностям, поэтому впервые окрашиваемые поверхности можно не огрунтовывать.

Водно-дисперсионные составы предназначены для окраски потолков и стен. Не допускается окрашивать этими красками оконные проемы, двери, пластмассовые изделия.

При нанесении краски кистями поверхность получается штрихованной, поэтому при необходимости выполняют торцевание свежеокрашенной поверхности. Валики и механизированная окраска дают равномерно шероховатую фактуру. Окрасочные составы всех видов надо наносить тонким слоем. Если сквозь красочный слой проявляется подложка или предыдущий красочный слой, необходимо нанести еще один красочный слой до полного получения данной тональности. Последний красочный слой на потолке наносят по направлению к свету, на стене — сверху вниз, а на дереве — по направлению волокон.

Окраска масляными составами. Масляными красочными составами поверхности окрашивают в защитных и декоративных целях. В том случае, когда главным является защитное назначение покрытия, применяют составы, образующие глянцевые пленки. При образовании глянцевых пленок пигменты погружаются в толщу красочного покрытия, поверх пигментов находится сплошной слой связующего, зеркально отражающего свет.

При декоративной окраске поверхностей внутри здания применяют матовые покрытия (табл. 21). Эти покрытия смягчают цветовые тона окраски, делают менее заметным дефекты штукатурки, бетона, древесины. Чаще всего матовые покрытия получают, снижая в пленке количество связующего и заменяя его испаряющимся растворителем или вводя в составы матирующие добавки — пчелиный и искусственный воск, разведенный в растворителе.

При матировании воском пластинки его всплывают и, располагаясь на поверхности покрытия под различными углами, также рассеянно отражают падающие на него лучи света.

Способ приготовления: сухие белила и пигменты перетирают с растворителем до сметанообразной консистенции. Белила тертые разводят олифой и остатком скипидара, вводят в них перетертые в скипидаре сухие белила, пигменты и сиккатив. Состав перемешивают и процеживают на вибросите СО-3 с сеткой 0,25-0,2. Составы наносят на поверхности макловицей, валиком с меховым чехлом или кистью-ручником. Свежеокрашенную поверхность обрабатывают торцовкой.

Читайте также:
Оригинальные фотообои для детской комнаты

При приготовлении восковых матовых покрытий готовят состав по рецепту, кг:

Способ приготовления: воск измельчают, заливают пятикратным количеством скипидара и выдерживают до полного растворения. Сухие цинковые белила и сухие пигменты разводят половинным количеством скипидара и перетирают на краскотерке.

Белила тертые разводят остатком скипидара и сиккативом, затем вводят в состав сухие пигменты и цинковые белила, перетертые на скипидаре. Состав хорошо перемешивают, затем вводят раствор пчелиного воска. Состав вновь перемешивают.

Состав наносят на поверхность кистью-ручником, растушевывая красочный слой и обрабатывая его жесткой щеткой-торцовкой с тщательно выровненным волосом. Выравнивание волоса щетки-торцовки производят обжигая ее на раскаленной плите. При работе щеткой-торцовкой необходимо следить за тем, чтобы не образовывать повторно проторцованную и уже несколько окрепшую поверхность. Это может привести к появлению более светлых мест, резко выделяющихся на общем фоне.

Окраска поливинилацетатными красочными составами. Поливинилацетатные водно-дисперсионные краски широко используются при декоративных отделках.

Эти составы готовят из поливинилацетатной эмульсии, пигментов с добавлением стабилизатора и пластификаторов. Краски предназначаются для внутренней отделки зданий по штукатурке (известково-песчаной, известково-гипсовой, известково-цементной, цементной), листовому асбестоцементу, бетону, гипсолиту, гипсу, дереву. По металлу окрасочные составы наносят только после предварительного грунтования поверхностей масляной или лаковой антикоррозионной краской.

Поливинилацетатные краски могут использоваться при стенной росписи, а также при альфрейных работах. Время высыхания этих красок непродолжительно — около 2–3 ч при температуре 18–22 °C, поэтому двух-, трехслойную окраску можно закончить в течение одного дня.

Быстрое высыхание составов определяется временем испарения воды, которая находится в числе компонентов в количестве 39–40 %. На долю смолы и пигментов приходится 60–61 % состава. Поливинилацетатные краски представляют собой эмульсию типа MB («масло в воде»). Это такой состав, в котором смола (связующее) и пигменты в виде отдельных частиц, перемешанные равномерно, плавают в водной среде. Если нужно понизить вязкость состава, разводят его водой. При испарении воды частицы смолы размером 1–4 мк сначала сближаются, окружая плотным кольцом пигменты, а затем смыкаются и сливаются, образуя плотную пигментно-смоляную массу с некоторым количеством мельчайших пор на поверхности, через которые испарялась вода. Высохшая пленка занимает значительно меньший объем и по высоте равна примерно 60 % от первоначальной. Так как поверхность красочной пленки пористая, она приобретает полуматовый шелковистый блеск, придавая окраске декоративность, и при соответствующей подготовке оснований и качественном выполнении самой окраски может с большим успехом заменить матовые масляные покрытия при отделке интерьеров.

Для подготовки поверхностей под окрашивание высококачественными составами пользуются безмасляной асбестомеловой шпаклевкой, приготовленной по рецепту, %:

Способ приготовления: сухую смесь асбеста и мела затворяют 10 %-ным раствором животного клея до пастообразного состояния, затем вводят поливинилацетатную краску, перемешивают состав и перетирают его на краскотерке. Состав пригоден для работы в течение 3 суток. Шпаклевку нужно хранить в плотно закрывающейся деревянной таре. При хранении в металлической таре внутренние поверхности ее необходимо предварительно окрашивать эмалевой или масляной краской. Асбестомеловую шпаклевку применяют для выравнивания поверхностей бетонных, оштукатуренных известково-песчаными, известково-гипсовыми, известково-цементными и цементными растворами, сухих гипсовых и древесно-волокнистых плит и конструкций из дерева. Эта шпаклевка при нанесении ее на бетонные и оштукатуренные поверхности, в отличие от клеемасляных, не требует грунтования. На дерево и древесноволокнистые плиты шпаклевку наносят после предварительного грунтования поверхностей олифой или масляной краской, разведенной олифой до вязкости 35–40 с по вискозиметру ВЗ-4.

Для получения высококачественной окраски поверхности следует обрабатывать следующим образом:

поверхности зачищают и удаляют пыль; огрунтовывают;

выбоины и неровности подмазывают и шлифуют;

шпаклюют и шлифуют дважды;

огрунтовывают поливинилацетатной грунтовкой;

выправляют цветной шпаклевкой и зачищают;

огрунтовывают поливинилацетатной грунтовкой;

Огрунтовывают поверхности кистями и валиками, а окрашивают кистями, валиками и пневматическими краскораспылителями. Для первой окраски, которую производят кистями и валиками, поливинилацетатные краски вязкостью 80 с по вискозиметру ВЗ-4 разводят водой до вязкости 50 с. Для второй окраски кистями и валиками применяют составы вязкостью 80 с.

Для первой и второй окрасок ручным краскораспылителем поливинилацетатные краски разводят водой до вязкости 35 с. Гладкое покрытие с шелковистым блеском образуется при окраске ручным краскораспылителем СО-71. При окраске меховым валиком получают менее гладкую поверхность, чем при обработке свежеокрашенной пленки мягкой торцовкой. При окраске кистью может получиться некоторая штриховатость красочной пленки. Ее можно уменьшить быстрой растушевкой и торцеванием красочного слоя. При окраске поливинилацетатными красочными составами не следует их наносить на основания, покрытые ранее меловой побелкой, а также обработанные купоросными, квасцовыми и глиноземными грунтовками.

В первом случае пленка поливинилацетатной краски будет отставать от основания вместе с набелом, а во втором — ложится неровно. Поэтому перед окраской с этих поверхностей удаляют набелы, а грунтовочные пленки очищают шкуркой, затем обрабатывают поверхности масляной краской или олифой с добавлением пигментов. Поверхности окрашивают поливинилацетатными составами при температуре не ниже +8 °C. При более низкой температуре составы загустевают, распределяются по поверхностям неровным слоем, сроки высыхания их увеличиваются.

Покрытие деревянных поверхностей лаками и восками. Поверхности конструкций и изделий из древесины различных пород покрывают лаками и восками для декоративной отделки, повышения санитарно-гигиенических условий эксплуатации и предохранения древесины от увлажнения и механических повреждений. Лаковые и восковые покрытия прозрачны и поэтому, изменяя характер отражения света, усиливают текстуру древесины и ее природный цвет. Под эти покрытия пригодны только совершенно ровные и гладкие поверхности без каких-либо изъянов. При недостаточной подготовке все изъяны после лакирования или вощения становятся еще более заметными из-за искаженного отражения света. Поэтому поверхности конструкций и изделий из дерева (перегородки, столярные изделия и т. п.), установленные на место, тщательно подготавливают, удаляя изъяны после монтажа и шлифуя поверхности мелкозернистой абразивной бумагой (3, 4 или 5). После шлифования удаляют ворс, предварительно смачивая поверхности водой и снимая ворс после просушивания мелкозернистой абразивной бумагой тех же номеров. С мягких пород ворс снимают не менее 2 раз, каждый раз смачивая и просушивая поверхность.

Читайте также:
Нож для резки утеплителя: инструменты, характеристики и свойства утеплителей

Для усиления естественной окраски древесины и придания ей более глубокого цвета, для устранения дефектов в древесине ценных пород (синевы, пятен, полос), а также для имитации менее ценных пород под более ценные, древесину перед лакированием и вощением окрашивают водными растворами органических и синтетических красителей и солей металлов.

В зависимости от степени выявления текстуры, цвета древесины окрашивание (протравление) выполняют тремя способами: поверхностным, протравным и проявляемым. Для каждого способа применяют специальный состав протравок (окраски), которые содержат различные минеральные и органические красители: марганцево-кислый калий, хром, сульфат натрия (глауберова соль), анилиновые краски и др. Окрашенные (протравленные) поверхности высушивают и покрывают прозрачными масляно-смоляными лаками кистью, тампоном или краскораспылителем в зависимости от вязкости лака. Рабочая вязкость лака регулируется добавлением скипидара.

Высохший первый слой лака легко шлифуют тонкой шкуркой, затем покрывают вторым слоем лака и после высыхания накладывают последний ровный тонкий слой лака. Для лаковой обработки древесины отличные декоративные и технологические качества имеет лак ПФ-283 (4 с).

Наряду с покрытием деревянных поверхностей лаками часто применяют матовую отделку, которая придает поверхности приглушенный отсвет. Обычно применяют два вида матовой отделки — вощение и мастикование. Вощение и мастикование делают остывшими составами, которые наносят на древесину равномерным слоем, без пропусков, кистью с жесткой и короткой щетиной. Восковой слой выдерживают 24 ч при температуре 18–20 °C. Затем его растирают суконкой до появления равномерного блеска. Иногда восковой слой покрывают масляно-смоляным лаком, разведенным политурой 1:1.

Для вощения применяют состав, %:

Для мастикования применяют состав, %:

Читайте также

Глава 47. Окрашивание поверхностей

Глава 47. Окрашивание поверхностей После завершения работ по обновлению потолка необходимо выполнить операции по восстановлению прежней красоты оконных переплетов, дверных косяков, дверей и всех окрашенных поверхностей в вашем доме.Итак, приступаем к малярным работам.

К альбому схем маскирующей окраски самолетов

К альбому схем маскирующей окраски самолетов 1. Настоящий альбом разработан в соответствии с приказом НКАП СССР и ВВС Красной армии № 389/0133 от 3 июля 1943 г.2. Верхние и боковые поверхности всех самолетов истребительного типа окрашиваются в два цвета: серо-голубой и

8. Подготовка поверхностей

8. Подготовка поверхностей Проверив состояние помещений, переданных под отделку строителями, штукатуры приступают к подготовке поверхностей.Плоскости, подлежащие штукатурке, следует тщательно очистить от грязи, пыли, жирных и смоляных пятен, а также от выступивших на

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей

13. Оштукатуривание фигурных поверхностей Отделка углов. Любое помещение имеет, естественно, не только плоские поверхности стены и потолки, а и углы, откосы, русты, карнизы, ниши и все это требует отделки, причем особенно тщательной. Если на большой прямой плоскости

Технология окраски поверхностей

К окраске поверхностей приступают после окончания всех операций по их подготовке. Нанесение окрасочных составов выполняют за 1, 2 или 3 раза в зависимости от вида окраски.

Известковыми составами окрашивают фасады кирпичных, оштукатуренных, каменных, бетонных зданий, внутренние и наружные деревянные поверхности временных сооружений. Срок службы – от 1 до 4 лет. Стойкость этих покрытий увеличивается при введении в состав 50-100 г поваренной соли на 10 л состава.

Для обеспечения прочности окрашенного покрытия требуются влажные условия (1-3 дня), поэтому в жаркую погоду, на прямом солнце окраску не ведут.

При окрашивании по новой штукатурке поверхности огрунтовывают, а затем окрашивают; по старой – предварительно очищают старый набел и промывают водой. Огрунтовывают поверхность кистями для лучшего втирания краски в поры штукатурки. Окрашивающий состав наносят удочками с помощью ручного или электрокраскопульта, маховыми кистями. Нанесение – краскопультом, в два слоя по взаимно перпендикулярным направлениям.

Клеевые составы. Для простой, улучшенной, высококачественной окраски интерьеров и фасадов. Нанесение в два слоя: состав без колера наносят маховой кистью вдоль света (от окна); после просыхания (около 24 часов) покрывают тонким слоем колера из краскопульта.

Казеиновые составы применяются для окрашивания фасадов и внутренних сухих поверхностей, а также оштукатуренных, полностью очищенных от старых набелов. В казеиновые составы вводятся только щелочестойкие пигменты. Срок хранения казеиновых составов ввиду их малой жизнестойкости не более двух суток. Наносятся казеиновые составы кистями, валиком или удочкой.

Силикатные составы для наружного и внутреннего окрашивания по кирпичу, штукатурке, бетону, камню и асбестоцементу, но неприменимы для рыхлых и с содержанием органических материалов оснований и пластмасс.

Для повышения атмосферостойкости в силикатные краски вводятся щелочестойкие пигменты и тальк. Ввиду быстрого загустевания из-за кристаллизации стекла силикатные составы заготовляются на каждую смену и периодически перемешиваются. Особенностью этих составов является то, что для подмазки и шпаклевания нельзя применять гипсовые или известково-гипсовые растворы, а вновь оштукатуренные поверхности следует выдержать не менее двух недель для карбонизации известковой части раствора.

Силикатные окрашивающие составы наносят на поверхности краскораспылителями, валиком, маховыми кистями, макловицами и ручниками.

Перед началом окрашивания больших поверхностей делают пробную выкраску в 2-3 м2 для выбора способа нанесения, а затем осуществляют основное окрашивание по сухому основанию.

Первый слой по огрунтованной поверхности наносят через сутки после огрунтовывания, а второй -через 10-12 ч после первого. При окрашивании фасадов краску гидрофобизируют жидкостью ГКЖ-10 или ГКЖ-11 в количестве 9 % массы жидкого стекла.

Цементные и пастовые составы применяют для наружного окрашивания каменных, кирпичных, бетонных, асбестоцементных и пористых поверхностей со сроком службы покрытия 4-6 лет. Поверхность перед окрашиванием обильно смачивают водой с помощью краскопульта пли краскораспылителя до равномерной влажности, после чего окрашивают валиком или жесткой кистью (рис. 9.9). Готовят состав на 1-2 ч работы из-за раннего схватывания цемента.

Рис. 9.9. Окраска краскопультом ручного действия: а – устройство краскопульта; б – технология окраски; 1 – клапаны; 2 – насос; 3 – корпус; 4 – сальник; 5, 10 – напорный и приемный рукав; 6 – кран; 7 – удочка; 8 – форсунка; 9 – фильтр

Пастовые известково-цементные краски готовят в сухом виде централизованно и используют для тонкослойного декоративного покрытия фасадов.

Для нанесения ручным способом состав должен иметь соотношение 1:2:3 (цемент : известь-пушонка или известь-кипелка : песок). Этот состав хорошо флейцуется мокрой маховой кистью. Для механизированного нанесения состав корректируют до 1:2:6. Пластичность пасты после затворения и смешивания с водой должна соответствовать 12-13 см погружения стандартного конуса, а количество готовой пасты рассчитывают на 12 ч работы. За 0,5 ч до нанесения пастового состава оштукатуренную поверхность смачивают водой, а при нанесении кистью вторично смачивают водой перед самым началом работы. При нанесении пастового состава распылением вторично поверхность не смачивают. Окрашивание ведут двое маляров. Один готовит поверхность, а второй, находясь на расстоянии 0,5-1 м от первого, наносит кистью пасту на смоченную поверхность и флейцует мокрой маховой кистью.

Читайте также:
Покраска стен декоративной краской с песком

Чтобы не было видно стыков, работают одновременно несколько маляров способом «кисть в кисть», при этом маляры располагаются на настилах лесов в одну линию по вертикали. Прерывать работу можно только у архитектурных членений.

Водоэмульсионные поливинилацетатные составы В А-17, ВА-27, ВА-27А, ВА-27ПГ и стирол-бутадиеновые КЧ-26 и КЧ-26А применяют при окрашивании жилых и общественных зданий внутри помещения по дереву, штукатурке, сухой гипсовой штукатурке (СГШ) и другим пористым основаниям, по огрунтованной металлической поверхности и по старым простым покрытиям масляными, эмалевыми и эмульсионными составами. Краска ВА-17также служит для наружных работ.

Перед окрашиванием поверхности без грунтовки шпатлюют поливинилацетатной или клеемасляной шпатлевкой, но в последнем случае необходимо сначала огрунтовать разбавленными водой до вязкости 18-25 см по ВЗ-4 поливинилацетатными красками.

Эти составы не применяют для окрашивания поверх клеевых покрытий, по купоросной и квасцовой грунтовкам, так как в первом случае через 2-3 ч слой отстанет вместе с клеевым, а во втором появятся пятна.

Масляные составы. Масляными составами окрашивают оштукатуренные и деревянные поверхности, стальные кровли, водосточные трубы, санитарно-технические приборы и металлоконструкции. Заготовленные листы кровельной стали, водосточные трубы, санитарно-технические приборы, а также столярные изделия окрашивают один раз в централизованных мастерских и цехах, второй раз – на объекте после монтажа.

Наибольшие горизонтальные и вертикальные поверхности окрашивают с помощью маховых кистей массой 200-300 г; оконные и дверные устройства, металлические решетчатые конструкции, трубы, радиаторы – кистями-ручниками. Большие поверхности окрашивают ручными краскораспылителями и валиками. При подборе цвета следует учесть, что при высыхании эти краски темнеют на 40 %.

На поверхность окрасочный состав наносят в два ровных тонких слоя, сначала отдельными точками, а затем параллельными непрерывными и зигзагообразными движениями кисти распределяют краску по поверхности и после этого разравнивают в вертикальном или горизонтальном направлениях, отрывая кисть от поверхности.

При последнем окрашивании поверхностей придерживаются следующих направлений растушевки окрасочного слоя: на стенках – вертикально, на потолках – по направлению к окну, на деревянных изделиях и трубах – по длине изделия. Второй слой масляной краски наносят после того, как просохнет первый. Оконные переплеты можно окрашивать параллельно закрепленными валиками, расстояние между которыми равно ширине бруска переплета. Но при этом весь профиль переплета окрашивается не полностью. Полочка и штапик, прилегающие к стеклу, остаются не закрашенными, поэтому их подкрашивают филенчатой кистью.

Тыльные стороны радиаторов, а также поверхности ниш за радиаторами окрашивают фигурными кистями. Стойки балконных и лестничных решеток окрашивают специальными валиками.

Если масляная краска плохо укрывает поверхность, то добиться укрывистости за счет увеличения толщины слоя краски нельзя, так как в толстом слое на окрашенной поверхности образуются крупные морщины, под которыми масляная краска долго не высыхает. Вместо одного толстого слоя следует наносить два или даже три тонких, давая каждому из них полностью высохнуть, прежде чем наносить следующий слой.

Эмалевые составы – наиболее эффективные атмосферостойкие покрытия по дереву и металлу. При этом следует учесть, что эти составы при высыхании светлеют на 10 %. Их наносят воздушным распылением с вязкостью 35 – 40с по ВЗ – 4. При окрашивании вручную вязкость подбирают пробными выкрасками. При введении разбавителя состав перемешивают и процеживают через вибросито. Готовят поверхности и окрашивают их так же, как и масляными составами, теми же механизмами и инструментами.

Перхлорвиниловые составы быстро высыхают. Они предназначены для окрашивания фасадов.

После высыхания грунтовочного 5% лака ПВХ, который наносят краскораспылителем, валиком или кистью, поверхность шпаклюют ПВХ – шпатлевкой слоем 0,5-0,8 мм. По высохшей, отшлифованной и обеспыленной поверхности шпаклевки с помощью краскораспылителей наносят первый слой, а после полного высыхания (через 12-24 ч) – второй. Краску наносят вертикальными полосами с перекрытием на 3-5 см. Наносить ее следует равномерно без потеков, факел должен быть перпендикулярным поверхности. Обычно окрашивание ведут при отрицательной температуре (до минус 15°С), поэтому краску предварительно подогревают в термосе.

Рис. 9.10. Приемы окраски масляными, эмалевыми составами: а – нанесение; б – распределение; в – разравнивание; г – растушевка Рис. 9.11. Направление движения кисти при растушевке: а – дверных полотен с диагональной расшивкой; б – то же, с обвязкой и филенками; в – то же, гладких; г – при окраске стен и потолков

Окрашивание наружных поверхностей

Перед окраской фасадов должны быть закончены кровельные работы по покрытию скатов крыш, желобов, карнизов, колпаков дымовых труб, фасадных поясков, сандриков, сливов, а также по устройству водосточных труб; устроены балконы и их ограждения; выполнены штукатурные работы, в том числе ремонт тяг, карнизов, рустов, колонн, пилястр, а также лепных деталей; тщательно заделаны и затерты стыки стеновых панелей и блоков; оштукатурены и облицованы цоколи, устроены отмостки вокруг здания; исправлены поврежденные поверхности стен.

Фасады не следует окрашивать в сухую и жаркую погоду при прямом воздействии солнечных лучей; во время дождя, а также по сырой поверхности (после дождя) масляными, эмалевыми, эмульсионными, синтетическими, перхлорвиниловыми и силикатными составами; при сильном ветре и зимой по наледи.

Наружные поверхности окрашивают водными и неводными составами в определенной технологической последовательности.

Подготовка поверхностей фасадов вновь построенных зданий под окрашивание не отличается по технике исполнения от подготовки внутренних поверхностей. При отделке ранее окрашенных фасадов, как правило, необходимо удалить слои предыдущих красок с помощью пескоструйных установок. После сухой очистки фасада пыль обдувают сжатым воздухом, а после мокрой – промывают чистой водой.

Читайте также:
Паяльная станция с феном: полезный помощник для мастера любой квалификации

При ремонте фасада необходимо следить за однородностью фактуры всех поверхностей. Поэтому после очистки фасада от набелов штукатурку ремонтируют, применяя растворы, приготовленные на мелкозернистом песке. Кирпичные и бетонные поверхности очищают от копоти и пыли и окрашивают без дополнительной обработки. Пятна от солей, выносимых на поверхность капиллярной влагой, гидрофобизируют кремнийорганическими составами.

Из водных составов для окрашивания фасадов могут быть использованы известковые, известково-цементные, цементные и силикатные, из неводных – перхлорвиниловые и полимерцементные.

Декоративные техники нанесения краски

Равномерно покрасить стену в один цвет? Для любителей всего нового и необычного это слишком скучно. Разнообразие дизайнерских решений позволяет подобрать необычную и интересную технику покраски. Создать на стене необычный узор можно с помощью привычных материалов – валика и кисти или при помощи других подручных средств. В этой статье мы рассмотрим интересные способы декоративной покраски.

Подготовительные работы

Не обойтись без подготовительных работ, от этого этапа во многом зависит конечный результат. Не стоит пренебрегать обязательными процедурами.

Устранение неровностей – важный этап при подготовке стены под покраску

  • Защита поверхностей от случайных капель краски – мы же не хотим после покраски очищать оконные рамы, двери и элементы отопления. По этой причине все элементы, которые не подлежат покраске необходимо закрыть полиэтиленовой пленкой. Швы заклеиваются при помощи малярного скотча. Также с помощью малярного скотча можно заклеить отдельные элементы интерьера. Малярный скотч рассчитан на разный срок использования, поэтому надо учитывать, сколько он будет на стене. Со временем клеящий состав впитывается в основание, поэтому при снятии скотча может отойти нижний слой краски.
  • Очистка – перед началом работ стену или потолок необходимо очистить от пыли и грязи, удалить жир и подтеки.
  • Грунтовка – новую стену обязательно надо загрунтовать, это повысит сцепление (адгезию) красящего состава с поверхностью. Грунтовочный слой необходимо наносить на любой вид поверхностей (гипсокартон, цементно-песчаную штукатурку и др.)

Удаление старых обоев облегчается при смачивании поверхности Проверить старое основание – если для стены это уже не первая процедура покраски, то обязательно надо проверить прочность основания. Если толстые пласты краски легко отходят от стены, их необходимо удалить, затем стену покрывают грунтовочными составами.

Оценить надежность основания можно с помощью малярного скотча. Если при приклеивании отходит часть старой краски, то от неё надо избавиться. Не стоит наносить друг на друга краски разного состава, например, акриловую на масляную.

  • Устранение трещин и выбоин – зачастую в ремонте нуждается не только старый слой краски, но и само черновое основание. Со временем на черновой отделке могли образоваться трещины и другие дефекты. Такие места ремонтируют с помощью штукатурки или шпатлевки. На небольшие трещины или швы можно наложить армирующую ленту.

Многие люди, планирующие покраску помещения, думают, что декоративная финишная отделка скроет недостатки основания. Зачастую можно добиться обратного эффекта и в некоторых местах старые огрехи вылезут на всеобщее обозрение, поэтому лучше потратить больше времени на выравнивания черновой поверхности, чтобы в будущем не испытывать подобных проблем.

  • Биологическая защита – при обнаружении на стене следов плесени и других биологических заражений. Необходимо тщательно обработать поверхность антисептическими средствами. Глубокое проникновение грибков требует более серьезной очистки, которая предполагает снятие верхнего слоя чернового покрытия, работы с фунгицидами должен проводить человек со специальной подготовкой.

Появление следов грибковых поражений свидетельствует о нарушении технологии строительства. Часто это говорит о неправильно гидро- или пароизоляции, поэтому даже, если вредные микроорганизмы удалось вывести, нет гарантии, что они не появятся снова.

Трафареты – покраска по образцам

Трафарет – это отличный способ разнообразить покраску с помощью рисунков, узоров и орнаментов. Этот метод позволяет получить четкую границу рисунка, такой точности сложно добиться при ручной росписи даже умелому художнику, а трафарет позволяет нанести рисунок даже новичку.

Светлые рисунки на темном фоне смотрятся очень эффектно

Трафареты могут иметь вид как небольших одиночных рисунков, так и целых масштабных полотен в зависимости от пожеланий хозяина. Для получения результата потребуется минимум два цвета. Цвета при этом должны быть достаточно контрастными, чтобы узор не терялся. Первый слой краски является фоном, второй наносится через трафарет.

Контрастные сочетания фона и рисунка самые эффектные,
они сразу привлекают к себе внимание зрителя

Краска, которой делают узоры, должна иметь густую консистенцию, при этом состав должен совпадать с составом основания (акриловая краска на акриловое основание). Сам трафарет можно изготовить своими руками или приобрести готовый. Удобством нанесения отличается материал с самоклеящимся основанием.

Узоры могут занимать небольшую часть пространства стены
или полностью заполнять всю свободную площадь

Краску можно наносить с помощью валика, кисти или краскопульта. С помощью краскопульта можно получить интересный эффект, если не прислонять трафарет вплотную к стене. В этом случае края изображения получаются размытыми.

В некоторых случаях трафарет представляет собой не вырезанный в картоне узор, а сам рисунок, который наклеивается на стену. Тогда краска будет располагаться вокруг него, а после снятия образца на стене окажется незакрашенный силуэт. Для закраски простых форм (прямоугольники, полосы, геометрические фигуры и др.) можно сделать трафарет из малярного скотча.

Узоры и другие элементы, которые можно нанести с помощью трафарета, уместны в разнообразных стилях интерьера: модерн, конструктивизм, классицизм. Подробнее про подбор цветов для разных направлений в дизайне читайте в статье: «Выбор краски для разных стилей».

Текстурирование – упорядоченный хаос

Нанесение на стену текстур является одним из самых распространенных методов декоративной покраски. В основе этого приема лежит метод лессировки (глизаль), когда поверх основного слоя краски наносят еще один полупрозрачный. Слоев может быть сколько угодно, но главное не переборщить. Накладывая один цвет на другой, можно получить необычные сочетания. При этом основание должно быть сухим.

Лессировка позволяет добиваться богатых цветовых сочетаний

Художники эпохи Ренессанса использовали технику лессировки при написании полотен.
В частности, известно, что Леонардо да Винчи применял лессировку при создании своих картин.

Для нанесения лессировочного слоя можно использовать специальные составы или сильно разбавленную краску. При этом важно не забывать о правиле, что основание должно по составу не отличаться от последующих слоев. Существует огромное количество методов лессировки, полет фантазии ничем не ограничен. При этом не обязательно иметь под рукой специализированный инструмент: достаточно подручных средств (губок, пакетов, целлофана, бумаги, ветоши и др.).

  • Фактурный валик – один из способов нанесения лессировочного слоя, при котором на валике закрепляется материал, оставляющий интересную текстуру. В продаже встречаются разновидности, которые уже имеют сложную структуру, рельефные узоры и др. При этом ничего не мешает изготовить свой собственный фактурный валик, для этого вокруг старого инструмента можно обмотать веревки, ненужные тряпки, губки, куски целлофана и др.
Читайте также:
Паяльная станция с феном: полезный помощник для мастера любой квалификации

Фактурные валики с узором позволяют создать имитацию обойного покрытия. Узор обычно делается из силикона или резина и наносится на катушку.

Валик для нанесения текстуры своими руками
Фактурный валик для быстрого нанесения узоров

  • Кисть – позволяет получить самые разнообразные текстуры на стене. Характер зависит от размера и формы инструмента. Кисть не должна быть очень влажной, так как в этом случае она будет наносить краску равномерным слоем, а сухая щетина будет оставлять интересные фактурные следы.

Использование кисти для создания полосатой текстуры

    Спонжинг – способ окраски с применением губки (от английского «sponge» – губка). Для покраски используют морские губки, так как они имеют интересную неповторимую текстуру. При отсутствии морской можно изготовить подходящий «инструмент» из синтетической губки. Спонжинг позволяет получить необычную живую текстуру. В отличие от трафаретного нанесение, где вариаций нанесения одного и того же рисунка не так уж и много, одна губка позволяет получить огромное количество разнообразных узоров. Технику спонжинга можно воспроизвести с использованием любых материалов, структура которых показалась интересной.

Для техники покраски с помощью губки моно использовать разные цвета, но можно обойтись и краской одного цвета. Смешивая колер с краской в разных пропорциях, можно получить краску разной насыщенности. Наиболее удачным выбором будет водоэмульсионный состав. Не следует сильно разводить краску, чтобы она не текла.

Морская губка – один из лучших инструментов для спонжинга
Каждое прикосновение губки дает свой неповторимый узор

С помощью спонжинга можно получить не только абстрактные узоры на стенах, но и вполне реальный небесный свод на потолке, подробнее об этом читайте в статье «Рисуем небо на стенах и потолке».

  • Покраска под мрамор – для этого потребуется несколько близких к натуральной горной породе цветов. Второй слой наносится широкой кистью, не дожидаясь высыхания основы. Мазки должны повторять текстуру настоящего мрамора, для этого используется широкая кисть, в некоторых местах краски будут смешиваться и давать разнообразные оттенки. В заключение на поверхности темным цветом наносят текстуру камня.

Создание текстуры мрамора на стене

Некоторые техники достаточно сложны для новичков, перед началом работ надо оценить свои силы.
Для реализации сложного узора лучше обратиться к профессионалам. Более простые узоры можно выполнить и самостоятельно.

После этого можно отдельные участки обрабатываются губкой, это позволяет размыть границы. Усилить эффект можно с помощью воска и жесткой щетки. Для создания эффекта складок используют ткань.

  • Состаривание поверхностей – метод, который получил широкое распространения в некоторых направлениях дизайна интерьера (кантри, прованс, классические направления). Технология не отличается сложностью, более прозрачный слой краски наносится поверх основы, затем с помощью ткани в некоторых местах краска протирается. Благодаря этому можно создать иллюзию нескольких слоев старой краски, а элементы лепнины можно покрасить под потертые золотые украшения.

Состаривание поверхностей при покраске мебели

Набрызгали – не беда

Брызги краски также можно использовать в качестве элемента декора. Техника не относится к самым простым, но зато с её помощью можно получить не только интересный рисунок, но и необычную фактуру на стене. Плотность капель и подтеков краски зависит от конечного замысла. Техника дает большие возможности для творчества. В технике набрызга можно использовать не только близкие по тону цвета, но и контрастные сочетания.

Текстура стены, покрашенной с помощью техники набрызга

Техника набрызга в живописи называется дриппинг (от английского «drip» – капать). Одним из основоположников этой техники считается художник Джексон Поллок. Чтобы создать более интересную текстуру, Поллок добавлял в краску толченое стекло и песок.

Поллок Поиском вдохновения для оформления интерьера в технике дриппинга
можно заниматься, рассматривая экспрессивные абстрактные
полотна Джексона Поллока

Для набрызга хорошо подойдет краска на водоэмульсионной основе, перед окраской рекомендуется поэкспериментировать на ненужных поверхностях. Это позволит подобрать консистенцию состава. Краска не должна быть очень густой, но и не должна стекать на пол, образуя лужи. Для нанесения подойдет кисть, вот только касаться стены не надо. Обмакнув кончик, энергичным движением надо брызгать краской на поверхность, можно бить кистью о твердый предмет, например, о линейку.

Декоративные краски для ленивых

Иногда при проведении ремонта нет времени на творческие эксперименты, а получить интересную окраску стены хочется. Специально для этих случаев были разработаны специальные декоративные составы, которые не требуют специальных навыков и инструментов.

  • Краски-хамелеоны имеют перламутровый оттенок, при разном освещении окраска комнаты изменяется. Отдельные разновидности создают иллюзию, как будто стена обшита шелком.
  • Краски с твердым наполнителем – в некоторые составы добавляется песок, измельченные морские ракушки. Фактура стены, окрашенная такой краской, кажется объемной и фактурной. С помощью подобных добавок имитируется велюр, бархат и др.
  • Гранитная краска позволяет создать мозаичную структуру поверхности. В состав входят акриловые пузырьки, которые создают неповторимый внешний вид поверхности.

Имитация бархата с помощью краски Мозаичная краска

Вывод

Декоративные техники нанесения краски не только позволяют оформить помещение в оригинальном стиле и добиться интересных эффектов, они также дают возможность каждому почувствовать себя настоящим дизайнером интерьера. Многие из них достаточно просты и могут быть использованы даже людьми без обширного опыта в малярном деле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: