Какими бывают задвижки для трубопроводов, устройство и принцип работы
Эксплуатация любой трубопроводной промышленной магистрали предусматривает наличие элементов, перекрывающих поток жидкости, газа, сыпучих материалов и других видов рабочих тел при необходимости обслуживания или ремонта. Функции запора и регулировки потока движущегося вещества в линиях выполняют задвижки для трубопроводов, имеющие различное назначение и конструктивное исполнение.
- Область применения
- Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы
- Достоинства задвижек
- Минусы
- Задвижки для трубопроводов — виды и классификация
- Клиновые задвижки
- Жесткий клин
- Клин с двумя дисками
- Упругий клин
- Поворотные
- Параллельные (шиберные)
- Шланговые
- Маркировка
- Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения
- Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов
Область применения
Задвижки используют в качестве запорной и регулирующей поток арматуры в трубах, иногда с их помощью управляют объемом подачи за счет снижения условного диаметра прохода.
Задвижки редко применяются в быту, в основном они служат для регулировки водо- и газоснабжения в жилищно-коммунальном хозяйстве, в магистралях для транспортировки газа, нефти, пищевой и химической промышленности при подаче технологических компонентов в производственном процессе.
Запорные элементы используют на трубопроводах с большими условными диаметрами прохода, применяемые материалы изготовления – недорогие черные и цветные металлы в различных сочетаниях.
Рис.1 Задвижки для трубопроводов водоснабжения
Что такое задвижки: назначение и основные конструктивные элементы
Задвижкой называют вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия или регулирования потока вещества, проходящего по магистрали. Они могут работать в среде с газообразными, сыпучими, жидкими веществами различной вязкости и химической активности.
Основными конструктивными элементами в системе задвижки любой конструкции являются:
- Корпус. Состоит из основной части и крышки, первая помещается непосредственно в магистраль, а вторая служит для крепления и управления перемещением запорного элемента. Корпус выполняют из металла: стальных сплавов, нержавейки, латуни, алюминия, ковкого чугуна, последний покрывают антикоррозионными слюдосодержащими красками или эпоксидными грунтовками.
- Запор. Элемент (заслонка) имеет конструктивное исполнение в виде металлического клина, шибера, диска или гибкой трубы из эластичных материалов, для повышения герметичности металл иногда покрывают резиной (эластомер). При перемещении узел плотно входит в профильное седло, расположенное в корпусе, и герметично перекрывает канал.
- Приводная система. Предназначена для управления перемещением заслонки в узле, представлена механическими конструкциями в виде маховика, перемещающегося на выдвижном или стационарном штоке, также используются пневматический, электрический и гидравлический приводы.
Рис. 2 Трубопроводные задвижки из стали – параметры по ГОСТ 9698-86
Достоинства задвижек
Основные параметры задвижек регламентированы ГОСТ 9698-86, используемые в промышленности изделия имеют следующие особенности:
- Простота конструкции. Корпус состоит из основной части, помещаемой в линию посредством фланцевого или муфтового резьбового (для малых диаметров) соединения, его крышка крепится гайками или болтами — это упрощает процедуру установки, демонтажа и ремонта устройства.
- Высокие технические характеристики. Задвижная арматура в зависимости от назначения и условий эксплуатации выдерживает рабочую температуру от -60 до +565 С., давление от 0,16 до 25 Мпа. (1, 6 — 250 бар.) в стальных конструкциях. При этом предел давлений для чугуна составляет 25 бар., для изделий из цветных металлов — 40 бар.
Рис. 3 Запорная чугунная фланцевая арматура
- Универсальность. Устройства могут работать в магистралях любого назначения с высокой химической активностью передаваемых веществ, рассчитаны на использование в трубопроводах диаметров от 15 до 2000 мм.
- Высокие гидравлические характеристики. Задвижные устройства подбирают по внутреннему диаметру трубопроводов, имеющему стандартные значения, поэтому они не влияют на гидравлическое сопротивление в линии. Плавное перемещение заслонки при перекрытии потока транспортируемого вещества позволяет избежать гидравлического удара в системе. Конструкция задвижных элементов и корпусного седла рассчитана на создание высокой герметичности перекрываемого канала.
- Хорошая ремонтопригодность. Монтаж и ремонт арматуры и фитингов с задвижками легко провести при наличии простого инструмента и комплектующих — разводных сантехнических ключей, прокладок. Заслонки и прокладки в случае износа просто снять и поменять на новые.
- Длительный срок службы. Корпусные детали и затворы изготавливаются из прочных долговечных материалов, рассчитанных на использование в конкретной рабочей среде, внутренние заслонки делают из коррозионно-устойчивых металлов — это существенно увеличивает их эксплуатационный срок.
Рис. 4 Задвижки для трубопроводов из цветных металлов
Минусы
При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:
- Высокий вес задвижек затрудняет монтаж узлов при больших диаметрах трубопроводов — может понадобиться несколько рабочих или специальная подъемная техника для удержания массивной детали. К примеру, вес чугунного запора с условным проходом 1600 мм. Согласно ГОСТ 9698-86 составляет 10025 кг.
- Чугун относится к коррозионно неустойчивым материалам, со временем его внутренняя поверхность ржавеет, покрывается раковинами и известковым налетом — это приводит к нарушению герметизации при перекрытии потока.
- Еще к одним недостатком чугуна относится его хрупкость, приводящая к необратимой поломке изделия при сильных ударных воздействиях.
- Дешевое сальниковое уплотнение с набивкой, какое находит применение в бюджетных чугунных изделиях, не является достаточно герметичным по сравнению с современными торцевыми уплотнениями — в процессе его эксплуатации нередко возникают утечки транспортируемого вещества.
Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа
Задвижки для трубопроводов — виды и классификация
Задвижные узлы имеют разные конструктивные и физические параметры, по конструкции и классификации задвижек их подразделяют на следующие классы:
- По технологии изготовления корпуса:
- Сварные.
- Литые — основной метод формообразования корпусов.
- Кованые или штампованные — технология применяется для создания высокопрочных корпусов, детали соединяются между собой сваркой.
- Комбинированные — производятся из кованых и штампованных деталей посредством сварки.
- По типу уплотнения:
- Графитоармированные, жидкометаллические.
- Сальниковые — подвижной шпиндель или шток отделяется от рабочей среды сальниковой прокладкой, пропитанной маслом и сжатой накидной гайкой или специальной деталью – сальником.
- Сильфонные — герметичность достигается за счет использования гофрированных упругих оболочек из металлических и синтетических материалов.
Рис. 6 Разборка клиновидной системы (корпус, вид клина задвижки)
- По типу передачи усилия к заслонке:
- Вращательное — применяется в ручных механических системах, где винтовой шпиндель перемещается за счет маховика.
- Поступательное — шток имеет цилиндрическую форму и перемещается за счет передачи ему усилия гидравлическим или электрическим способом.
- По типу привода:
- Ручной — для передачи усилия используют маховик и шпиндель с резьбой.
- Электрический — управление задвижкой происходит перемещающимся шпинделем, который является якорем электрокатушки.
- Гидравлический — на подвижный шток с заслонкой, помещенный в герметичный цилиндр, оказывает давление гидравлическая жидкость.
- Пневматический — шпиндель передвигается за счет давления на его поверхность сжатого воздуха.
- По конструктивному исполнению затворного узла:
- Клиновые. Затвор имеет клиновидную форму, при опускании располагается между двумя наклонными седельными поверхностями.
- Параллельные (одно- или двухдисковые, шиберные). Затворный элемент сделан в форме плоского диска или шибера, которые запирают канал, опускаясь в небольшие профильные углубления в корпусе.
- Шланговые. При работе системы затворный механизм сдавливает эластичный резиновый шланг, перекрывая тем самым канал движения вещества.
- Поворотные. Запорный элемент в виде диска располагается в канале трубы на его центральной линии, при работе он разворачивается вокруг центральной оси и перекрывает поток проходящего вещества.
Клиновые задвижки
Устройство задвижки данного типа представляет собой заслонку с расположенными под углом поверхностями, которая при отпускании располагается в клинообразном седельном гнезде.
Жесткий клин
Модель отличается невысокой стоимостью, простотой, жесткостью, надежностью и хорошими параметрами герметичности, при изготовлении требует использования высокоточного оборудования. Клин шарнирно подвешен к шпинделю, размещенному в верхней крышке, и опускается в канал по встроенным в корпус направляющим, система способна работать с большими перепадами давления. К недостаткам относится сложный ремонт и заклинивание при воздействии высоких температур в результате линейного расширения металла при нагревании.
Рис.8 Задвижки для трубопроводов клиновые — конструкция
Клин с двумя дисками
Клиновые задвижки для трубопроводов данного типа состоят из заслонки в виде двух размещенных под углом дисков с разжимной деталью между ними (имеет вид шарообразного грибка) — это позволяет ей самоустанавливаться, обеспечивая при этом высокую плотность перекрытия канала и исключая заклинивание.
Типы задвижек с двумя дисками имеют сложное конструктивное исполнение и соответственно дороги, их преимущества — малый износ затворных и седельных поверхностей за счет отсутствия контакта по пути перемещения, высокая степень герметизации, небольшое прилагаемое усилие для закрывания прохода.
Устройства выпускают только с выдвижным штоком, многие модели бывают с кольцевыми уплотнениями на затворных дисках, позволяющими повысить герметизацию прохода.
Рис. 9 Разновидности поворотных систем
Упругий клин
В данной конструкции привод затвора разрезан на две части и между ними расположен пружинящий элемент — это позволяет перемещаться уплотнительным элементам относительно друг друга на небольшой угол, обеспечивая тем самым лучший контакт с седельным кольцом. При изготовлении не требуется высокоточная подгонка, исключено высокотемпературное заклинивание, к недостаткам относится повышенная истираемость плоскостей клина в результате раннего вступления в контакт при опускании.
Поворотные
Устройство такого типа называют дисковым поворотным затвором, при работе диск располагается в потоке вещества и перемещается по его направлению. Диски используются в системах с диаметром трубопроводов до 1200 мм. при температурах среды от -200 до +450 С. и давлении до 600 бар. Устройство имеет простую конструкцию, малые размер и массу, хорошо герметизирует перекрываемый канал, легко ремонтируется. К недостаткам относят высокое сопротивление потоку, работу только в одну сторону, невозможность использования в среде с повышенной вязкостью и загрязненностью.
Параллельные (шиберные)
В шиберных задвижках устройствах поверхности седел и затворного диска параллельны, при опускании диск (шибер) герметично перекрывает проход за счет давления на его поверхность проводимой среды. К недостаткам относят большие энергозатраты на перемещение в результате трения уплотнительных колец седла и шибера на всем пути движения и соответственно повышенное истирание герметизирующих поверхностей. Используется при пониженных требованиях к герметичности, легко обслуживается и ремонтируется.
Рис.10 Шиберные параллельные задвижки
Шланговые
При транспортировке агрессивной химической среды в системе, задвижки должны иметь высокую защиту от коррозии — лучшим вариантом в этом случае является использование устройств шлангового типа. Узел имеет рабочий канал в виде эластичного гибкого шланга, который при перекрытии потока сжимается в средней части.
Рис. 11 Шланговый тип задвижки – принцип действия
Маркировка
Маркировка задвижной трубопроводной арматуры регламентируется в соответствии с ГОСТ 4666-75, она выполняется на корпусе или табличке с указанием следующих данных:
- наименование предприятия;
- давление, температура;
- проходной диаметр;
- марка стали в случае использования материалов со специальными свойствами (повышенной коррозионной, температурной стойкостью);
- знак качества при его наличии.
Рис. 12 Примеры маркировки
Монтаж запорной арматуры в системах водоснабжения
Установка задвижки в магистральный трубопровод промышленного назначения проводится квалифицированными специалистами, при этом наиболее часто используется соединение элементов друг с другом с помощью фланцев. При проведении работ в водопроводной магистрали действуют, соблюдая следующие особенности установки:
- Съем запорной арматуры водопровода проводят только при отсутствии рабочей жидкости в системе, при необходимости трубы в местах соединений защищают от грязи, окалины, известкового налета.
- Перед монтажом запорной арматуры проверяют качество фланцев — фланцевая шайба не должна иметь трещин, царапин, выемок и прочих дефектов.
- Запорная арматура водопровода размещается на строго прямолинейной части магистрали и ровных участках земной поверхности — это позволяет избежать чрезмерных напряжений в местах изгибов и перекосов, вызывающих протечки. При монтаже тяжелых узлов используют дополнительные жесткие опоры.
- При эксплуатации не допускается прилагать чрезмерное усилие к маховикам, посредством которых приводятся в действие запорные заслонки — это может привести к поломкам и трещинам.
- Монтаж следует проводить с обвязкой мягким стропом, избегая крепления за шток или штурвал и стараясь не повредить защитное покрытие — это приводит к преждевременной коррозии. Падение с высоты и механические удары недопустимы.
Рис. 13 Способы монтажа и настройки запорных устройств
Перед выбором запорной арматуры необходимо учитывать ее характеристики в соответствии с ГОСТ — наиболее высокими параметрами обладают стальные промышленные изделия. Для бытового использования подходят задвижные узлы для трубопроводов из цветных металлов — они имеют небольшие размеры условного прохода и доступный монтаж с помощью резьбовых муфт.
Ознакомительное видео про задвижки для трубопроводов
Задвижки
Назначение
Задвижки – тип трубопроводной арматуры с запирающим (регулирующим) элементом, который перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Задвижки – арматура двухпозиционного действия. Они могут применяться только для включения или отключения трубопроводов. Использование задвижек в качестве регулирующих устройств запрещается.
Устанавливаются задвижки как на горизонтальных, так и на вертикальных трубопроводах. Задвижки со встроенным электроприводом целесообразно устанавливать на горизонтальных участках трубопроводов шпинделем вверх. В местах установки задвижек должен быть обеспечен свободный доступ для их обслуживания и ремонта без вырезки из трубопровода, для монтажа и демонтажа.
Выпускаются задвижки с затворами клинового и параллельного типа. В основном задвижки оснащены затворами клинового типа. Особенностью задвижек данного типа является зависимость усилия прижатия рабочих поверхностей затвора к рабочим поверхностям седел от усилия на приводе.
Характеристики и требования
- Задвижки должны соответствовать требованиям ГОСТ 5762, ТУ и КД.
- Номинальные размеры от DN50 до DN1600 включительно.
- Номинальные давления от PN1,6МПа(PN16) до PN25МПа(PN250) включительно.
- Конструктивное решение задвижек, предназначенных для работы на вакууме, должно обеспечивать их герметичность относительно внешней среды и затвора при давлении до 0,004 МПа.
- В задвижках, предназначенных для работы на трубопроводах, на которых возможен нагрев находящегося в замкнутом объеме корпуса конденсата, должно быть предусмотрено устройство, исключающее повышение в них давления свыше допустимого значения.
- Задвижки с номинальным диаметром до DN150 включительно должны иметь клин жесткой конструкции, свыше DN150 до DN300 включительно – клин жесткой или упругой конструкции, свыше DN300 – упругой конструкции.
- Присоединение задвижек к трубопроводу: фланцевое по ГОСТ 12815, ответные фланцы по ГОСТ 12821.
- Испытание задвижек проводить согласно РД 26-07-263-86.
- Исполнение корпусов задвижек – полнопроходные.
Материал уплотнительных поверхностей деталей узла затвора должен обладать износостойкостью, обеспечивающей ресурсные показатели надежности задвижек. Скорость коррозии материала уплотнительных поверхностей деталей узла затвора – не более 0,05 мм/год. Если материал седел корпуса и контактирующих с ними деталей узла затвора не обеспечивает указанную скорость коррозии и требуемую износостойкость, то в стандартах (ТУ, КД) на конкретные задвижки предусматривают наплавку уплотнительных поверхностей коррозионно-стойкими износостойкими сплавами.
Седла задвижек допускается выполнять в соответствии со стандартами (ТУ, КД) на конкретные задвижки либо вместе с корпусом, либо вставными (с креплением на резьбе, запрессовкой, сваркой и другими методами).
Затяжку резьбовых соединений задвижек проводят стандартным или указанным в ТК, КД на конкретную задвижку специальным инструментом без применения удлинителей. Конструктивно обеспечивают выступание концов болтов и шпилек из гаек не менее чем на один шаг резьбы.
Срезы соседних колец сальниковой набивки смещают при сборке на угол 90° ± 5°.
Конструкция задвижки должна обеспечивать блокировку одновременной работы привода и ручного дублера.
Классификация
По типу затвора
Задвижки подразделяют по типу затвора:
-
С клиновым запирающим элементом (с жестким клином, упругим клином, составным клином)
Клиновая задвижка
С параллельным запирающим элементом (однодисковым, двухдисковым, шиберным)
Шиберная задвижка
По типу уплотнения
Задвижки подразделяют по типу уплотнения подвижных элементов относительно внешней среды:
- сальниковые,
- сильфонные,
- с жидкометаллическим,
- графитоармированным
По типу присоединения
Задвижки подразделяют по типу присоединения к трубопроводу:
- фланцевые,
- муфтовые,
- цапковые,
- штуцерные,
- под приварку;
По типу проточной части
Задвижки подразделяют по типу конструкции проточной части корпуса:
- полнопроходные
- неполнопроходные
По типу уплотнения неподвижных элементов
Задвижки подразделяют по типу уплотнения неподвижных элементов:
- с плоским уплотнением
- с уплотнением “выступ-впадина”
- с уплотнением “шип-паз”,
- промежуточным кольцом;
По типу управления
Задвижки подразделяют по типу управления:
- с ручным управлением,
- с пневмо- или гидроприводом,
- с электроприводом.
Тип шпинделя
По типу шпинделя: с выдвижным шпинделем, невыдвижным шпинделем;
Положение запирающего элемента
По исходному положению запирающего элемента задвижек с автоматическим управлением: нормально открытые – управляющая среда закрывает; нормально закрытые – управляющая среда открывает;
Тип передачи усилия
По типу передачи усилия управления от элемента управления к задвижке: с приводом вращательного типа, с приводом поступательного типа.
Направление подачи среды
Направлению подачи управляющей среды в привод задвижки:
а) с односторонним направлением (на открытие или на закрытие);
б) с двусторонним направлением (попеременно, на открытие и на закрытие или наоборот);
Конструкция
Схема
Конструкция задвижки состоит из корпуса и крышки, образующих полость, в которой находится рабочая среда под давлением и внутри которой помещен затвор (на чертеже он клиновой). Корпус имеет два конца для присоединения задвижки к трубопроводу (применяются присоединительные концы фланцевые и под приварку).
Клиновая задвижка
Внутри корпуса расположены, как правило, два седла, параллельно или под углом друг к другу (см рис.13), к их уплотнительным поверхностям в положении «закрыто» прижимаются уплотнительные поверхности затвора. Затвор перемещается в плоскости, перпендикулярной оси прохода среды через корпус, при помощи шпинделя или штока. Шпиндель с ходовой гайкой образует резьбовую пару, которая при вращении одного из этих элементов обеспечивает перемещение затвора в нужном направлении. Такое решение наиболее распространено, и применяется при управлении вручную или электроприводом.
Седло
Для задвижек из углеродистой стали седла изготавливаются из материала с высокой плотностью, обладающего хорошей уплотнительной способностью. В качестве материала для уплотнительных поверхностей используется сталь с 13% содержанием хрома или сверхтвердые сплавы, наплавляемый на уплотнительную поверхность.
Седла могут вворачиваться или ввариваться в корпус задвижки, либо производится наплавка коррозионно-стойкого уплотнения непосредственно в сам корпус. Выдвижной шпиндель и клин задвижек соединяются Т-образным пазом. Верхняя часть паза плотно сопрягается со шпинделем для обеспечения надежного и прочного соединения. Упругая конструкция клина позволяет избежать спаек с седлами, возникающими при возрастании температуры.
Сальниковое уплотнение
Конструкция камеры сальникового уплотнения предохраняет набивку сальника от воздействия рабочей среды, когда клин поднят в верхнее положение. Сальниковая набивка изготавливается из терморасширенного графита, имеющего хорошую уплотнительную способность и стойкость при высоких температурах. При обтяжке сальникового уплотнения фланец и втулка сальника центруют шпиндель и предотвращает его от заедания во время движения. Собранная крышка крепится на корпусе задвижки при помощи шпилек с навернутыми на них шестигранными гайками. Герметичность данного соединения достигается при помощи установки прокладки, состоящей из терморасширенного графита и нержавеющей стали.
Сальниковое уплотнение
Бугельный узел
Конструкция бугельного узла позволяет надежно закрепить втулку шпинделя, изготовленную из латуни и установленную на опорных подшипниках. Применение опорных подшипников значительно снижает крутящий момент на шпинделе при операциях открытия-закрытия и увеличивает срок службы втулки.
Наиболее распространенной является конструкция, в которой гайка представляет собой полый цилиндр с внутренней трапецеидальной и наружной метрической резьбой. С помощью наружной резьбы гайка ввинчивается в перемычку бугеля и стопорится винтом, завинчиваемым в «полтела» одновременно в гайку и в бугель. В клиновых задвижках при некоррозионной среде ходовая гайка устанавливается в гнезде клина. В клиновых задвижках больших диаметров прохода с целью экономии цветного металла гайка из латуни ввинчивается в обойму, изготовленную из черного металла. Гайки, расположенные внутри полости арматуры, находятся в среде, что является эксплуатацией в тяжелых условиях и приводит к сравнительно быстрому износу и выходу из строя. Замена их затруднительна, поэтому их применение ограничено.
Технические условия по ГОСТ 5762, ГОСТ 9698: номинальный диаметр DN 50-1200 мм, номинальное давление PN 25-250 кг/см^2, температура рабочей среды от -60 до +600 С.
При конструировании узлов невращаемой ходовой гайки направление резьбы выбирается таким образом, чтобы закрывание арматуры происходило при вращении маховика по часовой стрелке. Это правило предусмотрено требованиями Госгортехнадзора.
Материальное исполнение
Основные материальные исполнения: углеродистая, легированная холодостойкая, жаростойкая нержавеющая, нержавеющая сталь со специальными свойствами и другое.
Монтаж
Проверить работоспособность задвижки:
установить на задвижку электропривод, настройить муфту ограничения крутящего момента в соответствии с величиной, указанной в данном паспорте;
выполнить два полных цикла ОТКРЫТО-ЗАКРЫТО, при этом отключение электропривода должно производиться:
1)в нижнем положении – от срабатывания выключателя муфты ограничения крутящего момента;
2)в верхнем положении – от срабатывания конечного выключателя при недоходе бурта шпинделя до упора в верхнее уплотнение от 7 до 16 мм – в зависимости от типоразмера задвижки.
В случае преждевременного срабатывания муфты ограничения крутящего момента, операцию по настройке ее выключателей следует повторить.
ПОРЯДОК МОНТАЖА
Задвижка должна быть установлена на бетонном фундаменте, исключающем воздействие ее веса на трубопровод.
Установочное положение задвижки на трубопроводе – вертикальное, электроприводом вверх с допускаемым отклонением до 3 градусов. Положение клина при приварке задвижки – ЗАКРЫТО. Приварку патрубков (ответных фланцев) задвижки к трубопроводу и контроль сварного шва произведите в соответствии с правилами, действующими на строящемся объекте (ВСН 012-88 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов», РД 153-006-02 «Инструкция по технологии сварки при строительстве и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов»).
При монтаже задвижки на трубопровод патрубки (или ответные фланцы) должны быть установлены без перекосов, а отверстия под крепеж должны совпадать с отверстиями на фланцах задвижки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТРАНЯТЬ ПЕРЕКОСЫ ТРУБОПРОВОДА ЗА СЧЕТ НАТЯГА (ДЕФОРМАЦИИ) ПАТРУБКОВ ЗАДВИЖКИ.
Выполните два полных цикла ОТКРЫТО-ЗАКРЫТО с отключением электропривода в крайних положениях от срабатывания выключателей.
При гидроиспытаниях трубопровода давлением, равным 1,5 PN , задвижка должна находиться в полностью открытом или в промежуточном положении (от 25 до 75%), что обеспечит поступление испытательной среды во внутренние полости корпуса задвижки.
Для удаления воздуха используйте «воздушную» пробку.
Маркировка
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- знак соответствия и код органа по сертификации;
- условное давление PN, МПа;
- условный проход DN;
- марку материала корпуса для исполнения УХЛ1 (на табличке);
- заводской номер и дату изготовления;
- массу задвижки без электропривода (на табличке);
- клеймо ОТК (на табличке);
- надпись «Сделано в …» (на табличке).
Фактическое значение углеродного эквивалента «Сэ» материала корпуса (на внутренней поверхности одного из патрубков или ответного фланца).
Задвижка поставляется одним грузовым местом, в горизонтальном положении на поддонах с закрытыми заглушками проходными отверстиями патрубков.
При поставке задвижки в комплекте с электроприводом отгрузка производится двумя грузовыми местами.
Ответные фланцы (для исполнений с ответными фланцами) отгружаются в сборе с задвижкой.
Преимущества
Задвижки имеют следующие преимущества:
- низкое сопротивление потоку среды, вследствие чего уплотняющие поверхности меньше подвергаются давлению и коррозии
- простота конструкции и высокая ремонтопригодность
- небольшие строительные размеры
Принцип работы, устройство, схема и размеры задвижек чугунных
основной инструмент трубопровода, который способен перекрыть поток вещества. Разновидностей данного устройства на рынке трубопроводной арматуры много. Одни предназначены для коммунальщиков, другие – для газовиков и нефтяников. Третьи…
Чтобы сделать выбор, надо знать:
- какие виды задвижек бывают;
- в каких рабочих средах допускается их эксплуатировать;
- как их устанавливать;
- и хранить.
Обо всех нюансах вы узнаете, прочитав этот обзор.
Область применения
Задвижка относится к запорной арматуре. Ее используют для полного перекрытия потока рабочей среды в трубе.
В технологии работы разных предприятий, имеющих на балансе трубопроводные системы, встречаются процессы, осуществить которые без использования задвижки невозможно.
А вот в каких отраслях используется задвижка:
- городские коммунальные сети;
- нефтяная и газовая отрасль;
- судостроение;
- пищевая и строительная промышленность.
Практически любое выпускающее и эксплуатирующее производство, имеющее самую малую трубопроводную сеть, нуждается в устройствах запорной арматуры. Задвижка – самый распространенный ее представитель.
Основные виды
Система классификации задвижных узлов довольно сложная. В зависимости от технологии изготовления корпусов задвижки могут быть литыми, сварными, кованными и комбинированными.
Основным способом получения корпуса является литье.
Комбинированные изделия создаются из кованных и штампованных элементов, которые затем соединяются с помощью сварки.
Существует отдельная классификация в соответствии с видом уплотнения:
- Графитоармированные.
- Сальниковые. Подвижная деталь конструкции отделена от рабочей среды сальниковым уплотнением, предварительно пропитанным маслом.
- Сильфонные. Герметичность достигается благодаря применению гофрированных оболочек, обладающих высоким показателем упругости. Для их изготовления используются различные синтетические либо металлические материалы.
Также изделия подразделяются на 2 группы в зависимости от способа передачи усилия запорному элементу — вращательные и поступательные. Следующий вид классификации связан с используемым в изделии приводом:
- Ручной. Усилие на заслонку передается с помощью маховика и винтового штока.
- Электрический. Запирающий элемент конструкции перемещается шпинделем, который одновременно является якорем электрокатушки.
- Гидравлический. Подвижный шток с заслонкой установлен в герметичный цилиндр, а давление на него производит гидравлическая жидкость.
- Пневматический. Для перемещения запорного элемента используется сжатый воздух.
Существует несколько типов задвижных узлов, отличающихся конструкцией запорного устройства. Одними из распространенных являются клиновые. В этих изделиях затвор изготовлен в форме клина. Для увеличения герметичности запорный элемент может оснащаться дополнительным покрытием.
Примером может быть задвижка чугунная с обрезиненным клином. В шланговых задвижных узлах запорный механизм сдавливает эластичный шланг, изготовленный из резины.
В параллельных задвижках запорный элемент представляет собой плоский диск либо шибер. Чтобы полностью перекрыть поток рабочей среды, он должен опуститься в специальное углубление в корпусе. Кроме этого, выпускаются поворотные задвижные узлы. Они оснащены запорным элементом в форме диска, расположенного на центральной линии магистрали. Во время работы диск вращается вокруг своей оси и перекрывает поток вещества.
Какие виды задвижек бывают?
Для работы с разными веществами, циркулирующими по трубам, задвижки изготавливаются в разных исполнениях. Они различаются по:
- материалу корпуса;
- типу шпинделя;
- материалу уплотнительных поверхностей затвора;
- типу привода;
- способу присоединения к трубе.
По материалу корпусных деталей выпускаются чугунные и стальные задвижки. Чугун предназначен для неагрессивных сред, таких как пресная вода и пар. Максимальное давление в трубе, при котором задвижка работает в нормальных условиях здесь не высокое – до 1,6 МПа (или 16 атмосфер).
Стальные задвижки делятся на изделия из высокоуглеродистой и легированной стали. Высокоуглеродистые сплавы предназначены для работы с водой, паром, нефтепродуктами.
А вот задвижки из легированных сплавов допускается эксплуатировать в трубопроводах, по которым обращаются агрессивные среды (кислоты, щелочи и т.д.). Максимальное давление системы – до 250 МПа.
При определении допустимых рабочих сред, надо руководствоваться ГОСТом 9.908-85г. Согласно этому документу, скорость коррозии корпусных деталей задвижки при эксплуатации не должна быть выше 0,1 мм/год.
По типу шпинделя задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем. Данный классификатор также влияет на область применения арматуры. К примеру, задвижки с невыдвижным шпинделем устанавливают только для чистой воды, пара и масел. А вот устройства с выдвижным шпинделем применяются для широкой номенклатуры рабочих сред.
Материал уплотнителей затвора тоже влияет на сферу применения задвижки. Для коммунальных нужд, а также для магистралей, где транспортируется вода и пар, применяются обрезиненные затворы. А вот для нефтепродуктов и других веществ, производители используют стальные затворы с наплавкой из нержавеющей стали.
По типу привода задвижки бывают:
- ручные (штурвал);
- механические (редуктор);
- и электрические (электродвигатель).
Корпуса задвижек комплектуют 2 типами присоединения – фланцевое и сварное (под приварку, с разделкой присоединительных патрубков).
Каждая модификация задвижки имеет свои достоинства и недостатки, а также область применения.
Плюсы и минусы клиновых задвижек
Простая конструкция не вызывает сложностей в использовании, управление не требует особых усилий. При этом популярность клиновых задвижек объясняется целым рядом достоинств:
- точное позиционирование положения «открыто» и «закрыто»;
- перекрытие даже высокоскоростных потоков;
- герметизация канала без дополнительных усилий на маховике;
- перепад давления в открытом положении почти не изменяется;
- в открытом положении затвор расположен выше потока жидкости и не разрушается абразивными частицами.
При всем этом, конструкция имеет свои минусы:
- требует дополнительное место для размещения поднятого затвора;
- ручное управление открытием-закрытием происходит медленно;
- в открытом положении в пространство между направляющими дисками часто попадают твердые отложения, что препятствует герметичному закрытию задвижки;
- не подходит для регулирования движения рабочей среды;
- подвержена вибрации в частично открытом состоянии;
- есть сложности в выполнении притирки и шлифовки внутренних деталей.
Рекомендуем ознакомиться: Как работает электромагнитный (соленоидный) клапан — правила выбора и монтажа
Принцип действия
Задвижка предназначена для остановки потока вещества в магистрали. Основная подвижная деталь – затвор, расположенный перпендикулярно оси потока.
Задвижки монтируются в трубопроводы, по которым обращаются
- вода;
- пар;
- газ;
- нефтепродукты;
- химические вещества.
При помощи штурвала (1) и ходовой гайки (2) приводится в движение шпиндель (6), закрепленный Т-образным способом с затвором (9). Вращение гайки передается шпинделю, который, посредством вращательно-поступательного движения, открывает/закрывает затвор.
На разрезе справа видно, что затвор и часть шпинделя находится непосредственно в рабочем пространстве, контактируя с веществом, циркулирующем в трубе. Чтобы не допустить выхода вещества в окружающую среду, подвижная часть герметично изолирована при помощи откидных болтов сальника (4).
Сам сальник комплектуется набивкой, плотно намотанной на гладкую часть шпинделя (шток), являющуюся уплотнителем. Кроме этого, уплотнитель помещается в специальную проточку фланцевого соединения крышки (5) и корпуса (7).
Для фиксации задвижки используются присоединительные фланцы (8), которые также уплотняются при помощи прокладки – паронита.
На рис. 2 изображена стальная клиновая задвижка с выдвижным шпинделем. При вращении штурвала, шпиндель выдвигается вверх, открывая затвор, для полноценного вывода которого в устройстве предусмотрен бугельный узел (3). Высота этого узла выполняется не менее чем 1 диаметр условного прохода.
Задвижки выпускаются в разных модификациях.
Самые популярные:
- 30ч6бр;
- 30с41нж;
- 30с15нж;
- 30с64нж.
После изготовления, каждая задвижка подвергается заводским испытаниям на прочность корпусных деталей и герметичность затвора.
С невыдвижным шпинделем
Кроме задвижки с выдвижным шпинделем, представленной на рис. 2, изготавливаются устройства с невыдвижным шпинделем. Их основной чертой является меньшая строительная высота.
Задвижки с невыдвижным шпинделем устанавливаются в стесненных условиях, преимущественно для работы в магистралях, по которым обращается вода (не имеющая примесей), нефть и нефтепродукты, масла. Данный тип арматуры широко применяется для судового строительства.
Принцип работы невыдвижного шпинделя заключается в том, что при вращении штурвала, он (шпиндель) совершает только вращательное движение. Клин в этом случае накручивается на шпиндель, который «прячется» в специальном отверстии (проточке), образованном в теле клина.
Задвижки с невыдвижным шпинделем в своем большинстве выпускаются из чугуна.
Модельный ряд представлен следующими изделиями:
- 30ч39р;
- М3В;
- М3ВГ.
Как и стальные, чугунные задвижки, перед продажей подвергаются заводским испытаниям, с обязательным проставлением результатов в паспорте изделия.
Виды и устройство задвижек
Задвижки, в зависимости конструкции запорных деталей, можно поделить на следующие типы:
- Клиновые задвижки
- Параллельные задвижки
- Шланговые задвижки
- Шиберные (или ножевые) задвижки
Если абстрагироваться от нюансов, строение задвижки в общих чертах представляет собой стальной или чугунный корпус и крышку, которые соединены между собой. От корпуса отходят присоединительные патрубки, через которые запорная арматура врезается в трубопровод. По вариативности видов присоединений можно выделить основные типы задвижек:
- Приварные – патрубки представляют собой трубы соответствующие диаметру трубы, которые с помощью электродуговой сварки врезаются в трубопровод. Встречаются не так часто.
- Фланцевые. На концах патрубков находятся фланцы, через которых и происходит монтаж на трубопроводе. Такой тип соединения более распространен, т.к. позволяет произвести быстрый герметичный монтаж задвижки, а так же обеспечивает дальнейший простой демонтаж арматуры, если таковой понадобится.
- Муфтовые задвижки – самый редкий вид присоединения, встречается до диаметра 50 мм.
Основной запорной деталью в задвижке является клин (который может быть обрезиненным, а может быть стальным). При прокручивании штока (шпинделя) клин перемещается в теле задвижки перпендикулярно движению потока среды трубопровода. В закрытом состоянии клин герметично прилегает к уплотнительным седлам, которые располагаются с двух сторон от клина чаще всего под углом. При вращении маховика (или штурвала) происходит прокручивание шпинделя вокруг своей оси, что приводит в движение сам клин. Это очень упрощенная схема клиновой задвижки, которая может отличаться в деталях у разных производителей.
Корпус задвижек может быть выполнен из латуни, бронзы, стали и чугуна. Латунные и бронзовые задвижки выпускаются в муфтовом исполнении и используются крайне редко. Стальные задвижки чаще используются при высоких температурах внутренней среды. Чугунные задвижки устанавливаются на большинстве объектов ЖКХ ввиду дешевизны и простоты монтажа, но требуют бережного отношения при установке, так как чугун очень хрупок и может расколоться при ударах, скручивании и сжатии.
В последнее время большую популярность приобрели задвижки, оснащенные электроприводом. Электропривод позволяет быстрее открыть или закрыть запорный механизм, причем делать это удаленно. Достаточно одного оператора, который будет контролировать работу задвижек на участке трубопровода.
Как отличить чугунную задвижку от стальной?
Отличить чугунное изделие от стального можно по нескольким параметрам.
БТ-177 краска
Применяется для окраски конструкций и изделий, эксплуатируемых в атмосферных условиях.
Назначение:
Краска БТ-177 («серебрянка») предназначена для защиты и декоративного оформления поверхностей металлических, деревянных, бетонных конструкций и изделий, эксплуатирующихся в открытой атмосфере умеренного климата.
Свойства материала, технические характеристики
Краска БТ-177 является суспензией двух компонентов – лака БТ-577 и алюминиевой пудры, которые смешиваются непосредственно перед применением. Она относится к материалам, стойким к атмосферным воздействиям. Изделия, покрытые краской, эксплуатируются в условиях умеренного климата, как в открытой атмосфере, так и внутри помещения и под навесом или в помещениях (объёмах), где колебания температуры и влажности воздуха несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе и имеется сравнительно свободный доступ наружного воздуха; а также в условиях умеренного и холодного климата в помещениях (объёмах) с искусственно регулируемыми климатическими условиями. Её наносят без предварительного грунтования по чёрным металлам и алюминиевым сплавам, а также по загрунтованным поверхностям. Краска имеет хорошую адгезию к металлу, образует полуглянцевое, эластичное, термостойкое покрытие, которое выдерживает температуру до 200оС, также оно обладает противокоррозионными свойствами и повышенной стойкостью к статическому воздействию воды и растворам минеральных солей. Краска высыхает в естественных условиях и при горячей сушке, на рабочую поверхность наносят методом распыления или кистью.
Цвет и внешний вид покрытия:
После высыхания краска образует ровную поверхность, без оспин и морщин, серебристого цвета.
Растворитель:
Краску разбавляют (при необходимости) уайт-спиритом (нефрас-С4-155/200), сольвентом, скипидаром или их смесью в соотношении 1:1 по массе (или по объёму).
Нанесение материала БТ-177:
Краску наносят на сухую, подготовленную поверхность методом пневматического распыления или кистью (допускается валиком) в один-два слоя, при температуре окружающего воздуха от +5 до +35оС и относительной влажности не более 80%. Используя краску при невысоких температурах, следует учитывать, что температура окрашиваемой поверхности должна превышать точку росы минимум на 3оС, а сам материал должен иметь температуру не ниже +15оС.
Расход на один слой:
Расход на однослойное покрытие краски составляет 110-130 г/м2 .
Практический расход зависит от качества подготовки окрашиваемой поверхности, применяемого метода окрашивания, квалификации персонала.
Толщина одного слоя:
Толщина однослойного покрытия краски 20-25 мкм. Фактическая толщина зависит от метода окрашивания, квалификации персонала.
Сушка поверхности:
Продолжительность сушки краски при температуре (20+2)оС составляет 16ч; при температуре 100-110оС краску сушат 30мин с предварительной выдержкой в течение 30мин при температуре (20 ± 2)°С. После горячей сушки перед началом эксплуатации покрытие выдерживают на воздухе при температуре 18-22 °С в течение 3 ч.
Срок службы покрытия:
При соблюдении требований к подготовке поверхности, нанесению материалов, их сушке возможна эксплуатация системы покрытия с краской БТ-177 (грунтовка+2 слоя краски) в умеренном климате с сохранением защитных свойств не менее двух с половиной лет.
Технические характеристики БТ-177:
Время высыхания до степени 3 при температуре (20±2) °С, ч, не более | 16 |
при температуре 100-110°С, мин, не более | 30 |
Эластичность плёнки при изгибе, мм, не более | 1 |
Укрывистость невысушенной плёнки, г/м2, не более | 30 |
Рекомендуемые схемы окраски:
Металл: грунтовка (напр. ГФ), по ржавой поверхности «Уникор» или преобразователь ржавчины — 1 слой + краска БТ-177 — 1-2 слоя. Без грунтования — 2 слоя краски БТ-177.
Хранение:
Компоненты краски (лак и алюминиевую пудру) хранят в плотно закрытой таре, предохраняя от влаги, действия тепла и прямых солнечных лучей при температуре от минус 40оС до +40о С.
Гарантийный срок хранения:
Гарантийный срок хранения лака БТ-577- 6 месяцев со дня изготовления, алюминиевой пудры – 1 год со дня изготовления.
Примечание: Технические данные на этот продукт могут быть изменены без уведомления.
Состав и технические характеристики краски БТ-177, норма расхода и хранение
Состав БТ-177, или краска-серебрянка, применяется как для декорирования, так и защиты металлических изделий. Этот материал предотвращает образование коррозии, увеличивая тем самым срок службы конструкций. В отличие от других подобных красок БТ-177 не подвергается воздействию атмосферных осадков и долго не выцветает. Однако, несмотря на указанные свойства, область применения серебрянки ограниченная.
Состав и технические характеристики
Основу серебрянки составляют 2 компонента: алюминиевая пудра и битумный лак. ГОСТ определяет, что указанные ингредиенты содержатся в количестве 15-20% и 80-85% соответственно от общего объема смеси. На каждую банку серебрянки оформляется паспорт качества, в котором и приведены указанные параметры. Данная краска выпускается в виде порошка и лака, которые поставляются по отдельности.
Серебрянка отличается следующими техническими характеристиками:
- уровень вязкости — 18-35 с;
- доля сухого остатка — не более 40%;
- температура, при которой можно наносить краску — от +5 до +35 градусов;
- толщина наносимого слоя — 20-25 микрометров;
- минимальный расход материала — 80-130 грамм на квадратный метр;
- степень эластичности на изгиб — до 1 миллиметра;
- укрывистость пленки — 30 грамм на квадратный метр.
После нанесения краска БТ-177 образует ровное покрытие без наплывов и других дефектов с полуглянцевым блеском. Цвет материала может варьироваться в зависимости от типа используемых сегментов (в основном это серебристый).
Серебрянку можно наносить сразу на очищенную поверхность. Но рекомендуется класть краску поверх грунтовки. Перед каждым применением серебрянку нужно смешать с растворителем, для чего используются скипидар, сольвент или уайт-спирит.
Сферы применения
Серебристую эмаль применяют при наружных и внутренних работах. Материал используют в основном для окрашивания металлов разного типа (цветные, черные), включая:
- дачный инвентарь;
- колесные диски автомобилей;
- ворота и трубы;
- заборы и так далее.
В состав серебрянки входит алюминий. Поэтому эту краску запрещено применять для обработки вещей, которые используются в детских учреждениях, больницах и иных помещениях с повышенными требованиями к безопасности, а также средств, предназначенных для питья. Наносить средство нельзя на изделия, которые нагреты до температуры свыше 90 градусов. Кроме того, запрещено обрабатывать серебрянкой предметы, уже покрытые нитроэмалью, алкидной или масляной краской.
Плюсы и минусы
Краска БТ-177 обладает следующими преимуществами:
- создает ровный поверхностный слой;
- защищает металл от коррозии, ультрафиолетового излучения, влаги и перепадов температур;
- предотвращает гниение древесины;
- быстро сохнет;
- отличается продолжительным эксплуатационным сроком.
Чаще краска БТ-177 выпускается в серебряном цвете. Но также встречаются эмали с бронзовым, золотистым или медным оттенком. Обработанная краской поверхность приобретает водоотталкивающие свойства. Серебрянка переносит воздействие моющих средств и агрессивной химии, абразивных веществ. Срок службы краски достигает трех лет.
К недостаткам серебрянки относится то, что материал запрещено использовать в помещениях, к которым предъявляются повышенные требования по части безопасности. Также этот состав не подходит для окрашивания изделий, используемых для еды и питьевой воды.
Правила работы
Правила смешивания и нанесения краски БТ-177 указаны на упаковке. Важно перед началом работ подготовить поверхность.
Подготовка поверхности
Перед окрашиванием поверхность нужно очистить от других эмалей, ржавчины и загрязнений, используя соответствующие составы или наждачную бумагу. Также рекомендуется обработать материал от жира. После этого следует зашпаклевать поверхность, если это необходимо, и нанести слой грунтовки.
Технология окрашивания
Растворитель следует смешивать с краской в пропорции 1:1. В ряде случаев это соотношение можно менять, тем самым добиваясь нужной вязкости серебрянки. Лучшим растворителем для краски БТ-177 считается сольвент, но можно использовать другие составы.
Перед нанесением нужно проверить, что поверхность сухая. Обрабатывать материал серебрянкой можно, используя валик, кисть или распылитель. Наносить краску следует в 1-2 слоя, дожидаясь, пока предыдущий не засохнет. Окрашивать поверхность рекомендуется при влажности не более 80%. Температура обрабатываемого материала должна быть выше +15 градусов.
Сушка
При комнатной температуре серебрянка полностью застывает в течение 16 часов. После истечения указанного срока обработанный материал можно использовать по назначению. Ускорить высыхание эмали помогают соответствующие устройства, которыми нужно прогреть окрашенную поверхность до +100 градусов.
Воздействовать таким образом необходимо в течение 30 минут. Затем следует выждать не менее трех часов, после чего можно эксплуатировать окрашенное изделие.
Как рассчитать расход на 1 м2
Расход краски зависит от нескольких факторов, включая количество наносимых слоев и тип обрабатываемого материала. В среднем на один квадратный метр уходит до 110-130 грамм серебрянки. Толщина слоя при этом составляет до 25 микрометров.
Меры предосторожности
В связи с тем что при подготовке серебрянки применяется растворитель, проводить окрашивание рядом с источниками открытого огня запрещено. Это может привести к возгоранию рабочей смени.
Процедуру рекомендуется проводить в хорошо проветриваемых помещениях, надев средства индивидуальной защиты (респиратор, перчатки и маску). В случае контакта краски с кожей последнюю нужно сразу промывать. При необходимости дерму необходимо обработать уайт-спиритом.
Использовать серебрянку для окрашивания посуды запрещено. В состав данного продукта входит алюминий, который при попадании в организм человека вызывает хронические заболевания. Остатки эмали нельзя выкидывать. Серебрянку нужно утилизировать, как строительный мусор.
Сроки и условия хранения
Хранить эмаль и алюминиевую пудру (составляющие краски) нужно в герметичных емкостях на удалении от прямых солнечных лучей. Серебрянку необходимо обезопасить от контакта с влагой. Хранить данное средство следует при температуре от -40 до +40 градусов. При таких условиях эмаль сохраняет свои первоначальные свойства в течение одного года, а алюминиевая пудра — 6 месяцев со дня изготовления.
Разведение порошка серебрянки для покраски металла
Серебрянка краска, которая исходя из названия, покрывает изделия серебряным цветом, хоть в ее составе не присутствует данный вид металла. На самом деле наличие компонентом алюминиевой пудры создает данный металлический эффект. Это универсальная краска, которая создает ровную поверхность, и защищает ее от негативных факторов атмосферной среды, в том числе от коррозии. Она способна выдерживать высокие температурные показатели, и применима как на улице, так и в помещении, поэтому она пользуется большой популярностью. Но для получения всех этих хороших свойств, необходимо знать, чем разводить серебрянку. Серебрянка порошок как развести, об этом подробнее будет рассказано далее.
Краска серебрянка в порошке — чем развести
Серебрянку получают из мелкого помола алюминия, для производства используют либо пудру ПАП-1, либо ПАП-2. Второй вид отличается более мелким размером, но визуально это сложно заметить, он наносится более ровно. Оба вида отвечают требованиям ГОСТа. Чем же разводится серебрянка, есть два варианта: олифа, либо лак.
Возможно, приготовление, как термостойкой смеси, так и обычной. Свойства раствора зависит от выбора используемого компонента, чтобы разбавлять серебрянку. Вообще в продаже имеются уже готовые для покраски поверхностей составы, но предпочтительнее проводить смешение порошка с лаком или олифой самостоятельно, чтобы быть уверенным, что в раствор не было добавлено других элементов, чтобы сэкономить и продать товар дороже.
Сама серебрянка обладает рядом положительных качеств, которые выделяют ее среди других покрасочных материалов:
- Покрывает изделие ровным слоем;
- Высокая устойчивость к высоким температурным показателям, и механическому воздействию;
- Быстрое время высыхания;
- Долгий срок годности порошка;
- Применяется в большом количестве сфер;
- Не токсична;
- Привлекательный внешний вид, ее легко наносить равномерно, и покрытие получается без дефектов идеально гладкое.
Однако у нее есть и ряд негативных качеств:
- Сухая серебрянка взрывоопасна;
- Ее нельзя наносить на алкидные масляные поверхности, при контакте с ними она начинает пузыриться, и ложится некрасиво;
- Не подходит для оцинкованных оснований, вместе они подвержены образованию коррозии.
Данное красящее средство применяют в различных сферах. Ею можно покрыть дерево, бетон, различные металлические конструкции (красят ею радиаторы, детали механизмов, диски, трубы, мосты и т. д.).
Особо популярна краска в сфере окрашивания деталей, в том числе и используемых на суднах. Это связано с ее отличными качествами, которые не встречаются у других лакокрасочных покрытий. Она отлично защищает металл от негативного атмосферного воздействия, также от коррозийных поражений, к тому же она имеет достаточно долгий срок эксплуатации (для изделий, находящихся на улице от 7 лет, для деталей водных судов от 3 лет). И конечно ее приятный цвет, и гладкое покрытие делает изделия эстетически привлекательными.
Особенности разведения серебрянки своими руками
Прежде чем разбавить серебрянку необходимо подготовить необходимые инструменты и обезопасить руки от попадания на них красящего состава. Для этого подойдут резиновые перчатки. Если краска все же попала на кожу, то ее стоит тут же промыть мыльной водой. При работе одевают респиратор, чтобы обезопасить организм от вредных летучих компонентов.
Также понадобятся валик, кисточка или краскопульт, то есть тот инструмент, которым будет наноситься краска на поверхности. Обратите внимание! От выбора инструмента зависит пропорция разведения порошка. Для нанесения валиком и кисточкой, добавляют растворитель в соотношении смеси к растворителю 1:0.5, для краскопульта подходящая пропорция 1:1.
Приготавливается сосуд, в котором будут перемешиваться компоненты, учитывают, что после серебрянки сосуд не получится отмыть. Кроме того под рукой должны быть скипидар или другой вид растворителя, подойдет white-spirit, сольвент.
Обычную серебрянку получают путем смешивания ее со стандартной олифой, либо лаком. Если необходимо получить термостойкий эффект, при котором окраска может выдержать температуру до 350 градусов, приобретается термостойкий лак.
Нужно защитить близь находящиеся поверхности от попадания на них краски, их закрывают бумагой или газетой. Если же на них попадут капли красящего средства, то их можно смыть подручными средствами. Для этого понадобятся подсолнечное масло, наносится на пятно и оставляется минут на 10, и после его усиленно оттирают тряпкой, либо можно использовать жидкость для снятия лака без ацетона (ацетон может навредить поверхности, поэтому лучше брать средство без него). Средство для снятия лака лучше справляется с пятнами, которые образовались недавно.
Существует ряд полезных советов, которые помогут при выполнении данного процесса:
- Работа с синтетической олифой должна осуществляться на улице, либо в помещении нужно обеспечить хорошую вентиляцию;
- Если для приготовления использовать лишь пудру серебрянки и лак/олифу, то раствор будет излишне густой, чтобы получить удобный раствор для нанесения, добавляют любой вид растворителя, сольвент, либо скипидар;
- Перемешивать необходимо до получения полностью однородной массы, без каких-либо комочков, примерное время размешивания ручным методом 15 минут, лучше использовать миксер.
Как развести серебрянку олифой для идеального окрашивания поверхностей
Разведение серебрянки олифой более экономичный способ, но также такая смесь не обладает защитными свойствами, которые присуще составу с лаком, например той же термостойкостью.
Для данного процесса допускается использование только синтетической олифы.
Такой процесс включает несколько этапов работы:
- Подготовительный этап. Приготовляются необходимые при работе инструменты. Нужна емкость, в которой будет проходить процесс перемешивания. Также подготавливают инструмент нанесения краски на поверхности (кисточка, краскопульт, валик). И конечно готовят саму олифу. Для безопасности одевают резиновые перчатки, чтобы не
- навредить коже и не запачкать их.
Сам процесс перемешивания. Сначала следует в емкость насыпать порошок, следом олифу, действуя постепенно, параллельно выполняют перемешивание смеси медленными движениями. Для размешивания удобнее использовать миксер, также с ними получится более равномерная смесь. Ручной метод займет примерно 15-20 минут.
Если раствор получился излишне густой, добавляют растворитель, в соотношение 1 к 5, это соотношение гарантирует, что краска не будет растекаться во время процесса окрашивания.
Минусом использования олифы является долгий срок высыхания такого средства, который занимает намного больше времени, чем раствор с лаком, полное высыхание может занять до 3-х дней.
Пропорции для ПАП-1 и ПАП-2
Пропорции для данных видов серебрянки отличаются. Итак, какие соотношения правильные в зависимости от вида серебрянки будет описано ниже:
- ПАП-1 разводится с олифой в пропорции 2 части порошка на 5 частей олифы, при необходимости добавляют растворитель, сольвент;
- ПАП-2 может быть разведен с любым видом компонентов, можно применять пропорции, либо 1:3, либо 1:4 (первая цифра означает количество добавления пудры). Эти пропорции дадут очень густую смесь, которой почти невозможно покрасить поверхности, поэтому их стоит растворить с помощью скипидара, растворителей других видов. Растворители добавляют в количестве исходя из вида инструмента, которым будут красить. А это 1:0,5 для валика и кисточки, и 1:1 для краскопульта.
Действуют не торопясь, тщательно перемешивая раствор, чтобы он наносился ровным красивым слоем. Если пропорции будут соблюдены правильно, то краска получится равномерной и будет обладать всеми своими положительными качествами.
Готовые растворы имеют короткий срок годности, всего полгода. Порошок может храниться намного дольше, почти без ограничения времени. Но так, как серебрянка огнеопасный продукт, то хранение должно осуществляться вдалеке от легковоспламеняющихся предметов и обогревательных приборов.
Правила разведения алюминиевой пудры лаком
Для изготовления обычной серебрянки, без термостойкого эффекта, используют такие же пропорции, что и для олифы. Если же краску будут использовать для металлических предметов, которые подвергаются воздействию высоких температур (например, печей, труб), то нужно знать некоторые нюансы.
Чем же лучше развести серебрянку порошок для покраски металла, ответом будет использовать, термостойкий лак, отлично подойдет лак БТ-577. Соотношение равно: 2 частям серебрянки к 5 частям лака. В емкость с порошком непрерывно медленно вливается лак, при этом происходит тщательное длительное перемешивание, до однородного ровного состояния.
Такой вид лака имеет резкий запах, поэтому одевают респиратор, а лучше проводить данный процесс на улице, или в помещение, где обеспечен хороший доступ к свежему воздуху.
После того, как сама краска готова к применению для получения желаемого красивого покрытия, следует красить ее, выполняя следующие шаги:
- Начинают работы с подготовки поверхности, если на ней обнаружены следы других покрытий, грязь, то от них тщательно избавляются. С металлических изделий удаляют места с ржавчиной и окалиной, для очищений подойдет щетка со щетиной из металла, таким образом можно добиться очищения всех изъянов. И предварительно растворителем обезжиривают;
Если речь идет о дереве, то оно подлежит предварительной шлифовки, чтобы серебрянка легла ровно. Поврежденные места покрывают шпаклевкой, которые потом тоже шлифуют, чтобы получить ровную поверхность.
Бетон перед окрашиванием должен также быть очищен, и полностью высохнуть. При наличии впадин, трещин, иных дефектов, их покрывают шпаклевкой.
Грунтовка поверхности требуется в случае, если предыдущая краска не подается снятию.
- Непосредственный этап покраски. Лучше наносить данное средство в три слоя, минимальное количество слоев 2. Перед нанесением нового слоя дожидаются, когда первый высохнет целиком. При работе с небольшими изделиями лучше использовать инструментом кисточку;
Сделать раствор серебрянки для окрашивания поверхностей несложно самому, для этого готовят необходимые средства и одевают защитные перчатки и респиратор. Выбирая с чем развести сухую серебрянку, нужно учесть, сколько времени она сохнет, получаемые свойства, стоимость компонентов, и вид основания на которую ее будут наносить. С учетом сроков хранения готовых растворов, и возможность контролирования состава краски при самостоятельном разведении краски, лучше приобретать серебрянку в виде порошка.
Видео: Как разбавить серебрянку
Свойства, достоинства и рекомендации по нанесению краски БТ-177
Краска БТ-177 часто называется «серебрянка» — именно под таким наименованием она известна многим людям. Средство предназначен для защиты металлоизделий от повреждения, тем более если те используются вне помещений и при перемене температур.
Описание и назначение
Серебристый лакокрасочный материал БТ-177 – это смесь, которая изготавливается из алюминиевой пудры и битумного лака. Основное ее назначение – обработка металлических поверхностей, на которых серебрянка предотвращает возникновение ржавчины. Кроме металла, эту краску можно наносить и на другие виды поверхностей – бетонные, пластиковые и деревянные.
Серебристая краска БТ-177 может использоваться как для внутренних работ, так и для обработки уличных изделий. Это средство обладает превосходными огнеупорными характеристиками, поэтому может применяться для нанесения на котлы, печи, и прочие конструкции из цветного или черного металла, которые эксплуатируются при высокой температуре. В составе имеется алюминиевая пудра, из-за чего эмаль БТ-177 нельзя использовать в детских садах, детских комнатах, больничных учреждениях, и прочих зданиях, которые должны соответствовать высоким требованиям безопасности.
Серебрянку можно применять для окрашивания следующих изделий:
- металлических труб;
- ворот и ограждений;
- автодисков;
- дачных принадлежностей;
- заборов из металлического профиля;
- водопроводных труб и колонок.
Внимание! Не допускается нанесение эмали БТ-177 на поверхности, которые нагреваются до температуры более 90 градусов. Также нельзя окрашивать серебрянкой емкости, в которых хранится вода, нельзя наносить на нитроэмаль, алкидную краску, масляно-битумную и масляную эмаль.
Состав и расход краски
Краска бт – это двухкомпонентная смесь, которая приготавливается непосредственно перед применением. Серебристая пудра и лак бт смешиваются в примерном соотношении 1:4. Вязкость определяется индивидуально и зависит от покрытия, которое предстоит покрасить. В состав может входить стружка алюминиевого порошка разной фракции измельчения (ПАП1 или ПАП2).
В специализированных точках продажи можно приобрести уже готовую серебрянку, которую перед открытием банки тщательно встряхивают в течение 4-5 минут, чтобы все осевшие компоненты тщательно перемешались между собой. Еще может именоваться как грунтовка в баллончиках.
Также для того чтобы довести краску серебрянку бт 177 до нужной консистенции, могут применяться масляные спиртовые растворители (уайт-спирит и аналоги).
Расход краски бт 177 на м² зависит от нескольких факторов:
- Текстуры окрашиваемого материала (при покраске деревянных, пористых пластиковых и бетонных поверхностей расход всегда в 2 раза больше, чем при покраске гладких металлических изделий);
- Используемых растворителей и консистенции;
- Мастерства маляра.
Средний расход при окрашивании ровных, правильно обработанных поверхностей составляет около 120-135 грамм красящего состава на м2.
На видео: какую серебрянку покупать.
Основные преимущества
Раньше краска БТ-177 изготавливалась только одного цвета – серебристого. А сегодня выпускают несколько ее оттенков: бронзовый, золотистый и медный. Чтобы окрасить состав в эти цвета, в смесь добавляют специальные вещества-пигменты, благодаря чему можно повысить декоративные свойства изделий и конструкций, улучшить их внешний вид, сделать более привлекательными. Помимо этого, данная краска имеет следующие преимущества:
- надежно защищает поверхность от неблагоприятных факторов, включая высокую влажность, температурные скачки, ультрафиолетовые лучи, и прочие;
- устойчива к погодным капризам;
- предохраняет материал от ржавчины и коррозии, древесину защищает от гниения, останавливает многие пагубные процессы;
- довольно быстро высыхает;
- имеет длительный эксплуатационный срок.
После окрашивания краской БТ-177, материал приобретает водоотталкивающие характеристики, благодаря чему становится гораздо проще ухаживать за изделием. После высыхания серебристой или бронзовой краски поверхность можно мыть очищающими и моющими химическими веществами, абразивными средствами, окрашенный слой не начинает крошиться или растрескиваться при механическом воздействии. Привлекательный внешний вид окрашенная поверхность сохраняет в течение 3 лет, после чего материал необходимо подкрашивать.
Правильная технология покраски
На каждой упаковке, содержащей лак бт или алюминиевую пудру, так же, как и на готовых смесях, есть инструкция к применению и краткое описание продукта. Если такой информации нет, при покраске серебрянкой нужно придерживаться нескольких основных правил:
- Окрашиваемая поверхность должна быть полностью очищена от предыдущих красящих составов;
- Нужно удалить ржавчину;
- Все дефекты должны быть обработаны грунтовкой.
Краска наносится в один слой до полного высыхания (можно использовать как кисточку, так и специальный валик, если нужно работать с большими площадями). Первый слой, при средней температуре 24-27 градусов, высыхает примерно за сутки, при необходимости можно наносить краску в несколько слоев.
Чтобы ускорить процесс высыхания покрытия, можно использовать бытовые тепловентиляторы. Сама краска имеет специфический неприятный запах, поэтому при проведении внутренних работ нужно учитывать, что по мере высыхания окна в помещении должны быть открыты.
Уже разбавленный и засохший после применения состав можно использовать повторно, предварительно доведя до нужной консистенции с помощью Сольвента (растворитель).
Назначение материала
Серебристая эмаль БТ-177 по консистенции являет собой суспензию, включает лак на битумной основе и алюминиевую пудру. Серебрянкой намного лучше работать для металла — краска помогает не допустить возникновение ржавчины на поверхности. Нанесение средства возможно и на изделия из прочих материалов — дерева, пластика, бетона.
Средство повсеместно используется для внутренних и наружных работ. Имеет хорошие жаростойкие свойства, благодаря этому применяется для покрытия печей, котлов, прочих изделий и конструкций из черных и цветных металлов, которые приходится эксплуатировать при очень высоких температурах. Из-за присутствия алюминия нельзя использовать краску в комнатах для ребенка, поликлиниках и остальных помещениях, к которым предъявляют большие требования безопасности.
Материал применяют для окраски:
- инструмента для дачи;
- автомобильных дисков;
- труб;
- ворот;
- заборов из профиля;
- колонок.
Нельзя использовать средство при нагревании поверхностей сверх +90 градусов. Не применяется для окраски тары для хранения воды, не наносится на масляные, масляно-битумные, алкидные покрытия, на нитроэмали.
Рекомендации по применению
Лак бт может применяться как в комплексе с порошком алюминия, так и самостоятельно, а для обработки металлических поверхностей в качестве влагозащитного покрытия. При разведении состава рекомендуется использовать маленькие порции пудры. Лак состоит из органических растворителей и смол, ускоряющих процесс высыхания.
До добавления порошка серебрянки лак бт имеет черный либо темно-коричневый полуматовый оттенок. Данное вещество является горючим и пожаронебезопасным, поэтому его рекомендуется хранить в недоступном для детей и открытого огня месте.
Как и компоненты битумной краски, так и готовую смесь хранят и перевозят при комнатной температуре (не выше 30 градусов). При превышении данной нормы готовый к применению раствор начинает подсыхать, а лак при этом выделяет вредные токсические испарения. Чтобы избежать подделок и приобретения просроченного товара (средний сок годности краски от 6 до 18 месяцев), можно попросить у продавца сертификат соответствия качества.
Работать с такими продуктами нужно в маске (респираторе) в хорошо проветриваемом помещении.
Поскольку алюминий относится к разряду вредных для организма металлам, который склонен накапливаться в клетках и вызывать системные нарушения и онкологию, запрещается использовать серебрянку для окрашивания емкостей для хранения воды и пищевых продуктов.
Категорически запрещается выбрасывать остатки краски бт 117 или её составляющие на улицу, закапывать в почву, смывать в канализацию или открытые водные ресурсы. Утилизировать подобного рода отходы нужно в соответствии с требованиями к вывозу бытового и строительного мусора.
Как разбавить серебрянку (1 видео)
Алюминиевая краска разных производителей (22 фото)
Правила безопасности
Краска БТ-177 – пожароопасный материал. Хранить ее необходимо в герметичной емкости на значительном расстоянии от прямых источников огня, тепла и прямых солнечных лучей.
Как работать с материалом?
- При окрашивании поверхностей обязательно пользоваться средствами личной защиты (перчатки, респиратор или маска).
- Окрашивание проводить только при условии хорошей вентиляции в помещении. Оптимально – работать на свежем воздухе.
- Не допускать близкого контакта окрашенных поверхностей с открытыми источниками огня.
- При попадании краски на кожу тщательно смыть ее мылом и теплой водой.
- Алюминий в составе серебрянки вызывает хронические болезни. Категорически запрещен контакт краски с посудой, продуктами.
- Остатки эмали нельзя выливать в канализацию. Краска утилизируется как строительный мусор.
Назначение материала
Предназначена краска БТ 177 (серебристая) для защиты и декорирования металлической, деревянной, бетонной конструкции и изделий, которые используются в открытой атмосфере.
Преимущества
БТ 177- краска, обладающая следующим рядом достоинств:
— она способна придать поверхности декоративный вид;
— обеспечить защиту поверхности от негативных атмосферных влияний;
— обладает антикоррозийным действием;
— высыхание достаточно быстрое;
— покрытие может служить при правильной покраске в течение 2,5 лет.
Основные характеристики и свойства материала
БТ 177 — краска (эмаль), в состав которой входят два основных компонента: лак БТ-577 и алюминиевая пудра. Перед применением они смешиваются. Данная краска является материалом, который достаточно устойчив к атмосферным воздействиям. Наносится она как грунтованную поверхность, так и без предварительной обработки. Краска имеет превосходную адгезию к металлу, при высыхании удается получить блестящее, зеркальное, эластичное, устойчивое к температурам покрытие, которое может выдержать температуру в 200 С, помимо прочего, она великолепно защищает от ржавчины, высокой влажности воздуха и действия растворов сложных веществ, содержащихся в воде, на окрашенную поверхность. БТ 177 – краска, которую наносят с применением кисти, валика или распыляют на изделие. Высыхание краски происходит как при естественных условиях, так и при помощи использования горячей сушки.
Внешний вид покрытий
После того как краска высохнет, поверхность приобретает серебристый цвет с ровной структурой, не имеющей каких либо морщин или оспин.
Растворитель
Данные лакокрасочные материалы при необходимости разбавляют при помощи уайт-спирита, сольвента, скипидара, либо их смесью в нужном соотношении (1:1).
Нанесение краски на изделие
Изделие, пред тем как нанести краску, следует подготовить. Если оно было ранее покрашено, то его следует очистить и просушить. Только по завершении данных действий можно окрашивать поверхность с помощью валика, кисти или способом распыления. Данные лакокрасочные материалы наносятся как одним, так и двумя слоями, температура воздуха при нанесении краски может варьироваться от +5 до +35С и влажности максимум 80%. При использовании краски при невысокой температуре, следует учесть, что температура материала должна быть не менее +15С.
Как сушить окрашенное изделие?
Длительность высыхания краски при температуре воздуха 20-22С составляет 15-16 ч.; при температуре 100-110 С краску сушат 30 мин., предварительно покрытие следует выдержать в течение 30 мин при комнатной температуре. После выполнения горячей сушки перед эксплуатацией окрашенное покрытие следует выдержать не менее 3 часов на воздухе, температура которого 18-22 °С.
Срок службы покрытий
Если соблюдены все требования к подготовке поверхности, нанесению краски (слой грунтовки и 2 слоя краски), а также к сушке окрашенного изделия, эксплуатация покрытия в умеренном климате возможна до 2.5 лет.
Главные технические характеристики
БТ 177 краска имеет следующие характеристики:
- Высыхание при температуре 20-22°С до третьей степени составляет не более 16 часов.
- При температуре воздуха от 100 до110°С — не более 30 минут.
- Эластичность плёнки при изгибе не более 1 мм.
- Невысушенная плёнка имеет укрывистость не более 30 г/м2.
Краской БТ 177, характеристики которой указаны выше, окрашиваются изделия из металла следующим образом:
- 1 слой — грунтовка (напр. ГФ) по проржавелой поверхности «Уникор», либо с использование одного слоя преобразователя коррозии;
- 2 слой — один (или два) слой данного вида краски.
При отсутствии грунтового покрытия можно просто нанести два слоя краски.
Как следует правильно хранить?
Составляющие краски (лак и дюралевую пудру) сохранят в герметично закрытой таре, защищенной от влаги, воздействия температурных влияний ( прямых лучей солнца и тепла) при температуре воздуха от минус 40С до плюс 40 С.
В какой таре выпускается?
Лак, из которого состоит краска, продается в жестяных банках или промышленных тарах; пудра алюминиевая – в барабанах. Упаковки бывают большими, которые вмещают в себя 15, 25, 57кг, или же маленькими, весом от 0,8, до 2,8кг.
Срок хранения, установленный изготовителем
Гарантийный срок хранения лака со дня, когда его изготовили, составляет полгода, а алюминиевая пудра хранится в течение одного года со дня изготовления.