Рекомендуемая температура и влажность воздуха в комнате новорожденного, детей постарше

О требованиях к микроклимату в помещениях детских учреждений

Контроль за обеспечением в детских учреждениях микроклимата, соответствующего санитарно-гигиеническим требованиям, является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Курской области. Напоминаем о важнейших требованиях санитарного законодательства к обеспечению благоприятного микроклимата при организации пребывания детей в детских учреждениях.

Организаторы педагогического процесса могут обеспечить желаемый психологический комфорт в коллективах и предложить самые совершенные образовательные программы, но несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям таких гигиенических параметров, как температура и относительная влажность воздуха могут существенно влиять как на успех в реализации педагогических идей, так и на самочувствие и здоровье детей.

Особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления источников аллергии у детей (например, плесени). Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго в помещениях различного назначения: от 17 0 С в учебных мастерских до 22-24 0 С в помещениях ясельных групп и 29 0 С – в зале бассейна.

Очевидно, недостаточно теплое помещение, наличие сквозняков может стать причиной переохлаждения и проблем со здоровьем. Однако, длительное нахождение во влажном и душном помещении, слишком теплая одежда не по сезону вредны не меньше, чем при охлаждении. Перегрев опасен прежде всего обезвоживанием. Из-за обезвоживания нарушаются многие важные обменные процессы, из-за чего в организме накапливаются токсические вещества, в свою очередь, негативно влияющие на работу жизненно важных органов – мозга, сердца, почек и других.

Инсоляция помещений (проникновение солнечных лучей через световые проемы) также является важным гигиеническим показателем, который нормируется и рассчитывается в проектах строительства детских учреждений. Солнечные лучи, проникая в помещения, оказывают бактерицидный эффект.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, организациях дополнительного образования детей регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

В общеобразовательных учреждениях температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17-20°C; в спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и школьного интерната – 20-24°C; в медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20-22°C, в душевых – 24-25°C, в санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.

В основных помещениях детского сада температура должна составлять:

22-24° С – в приемных, игровых ясельных групп;

21-23° С – в приемных, игровых младшей, средней, старшей групп;

19-20° С – в спальнях всех групповых ячеек;

22-24° С – в туалетных комнатах ясельных групп;

19-20° С – в туалетных дошкольных групп;

22-24° С – в помещениях медицинского назначения;

19-20° С – в помещениях для музыкальных и гимнастических занятий;

не менее 29° С – в залах с ванной бассейна;

25-26° С – в раздевалках с душевой бассейна;

минимум 12° С – на прогулочных верандах;

не менее 15° С – в отапливаемых переходах.

Управление Роспотребнадзора по Курской области напоминает: условия микроклимата крайне важны и при организации жизни и игровой (учебной) деятельности детей дома. В связи с этим приведенная информация будет полезна как педагогам, так и родителям. Помните, увлеченный игрой ребенок может просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при высокой температуре, и точно не задумается о таких «мелочах», как сквозняки или прохлада в комнате, поэтому такие важные моменты должны оставаться на контроле взрослых.

Читайте также:
Светодиодные лампы 12 вольт: виды, конструктивные особенности и предназначение

Температура в комнате новорожденного

Как вы готовите комнату к появлению малыша? Клеите обои с забавным рисунком или красите стены в нежные цвета? Покупаете детскую мебель? А о температурном режиме в помещении вы уже подумали? Хорошо ли оно прогревается зимой? Не душно ли здесь летом? Эти вещи не так материальны, как обстановка или одежда, но для новорожденного они куда более важны.

Почему важно соблюдать температурный режим?

Казалось бы, зачем усложнять? Взрослые приспосабливаются к той температуре, какая есть, и малыш привыкнет. Будет жарко – проветрим, холодно – наденем что-то теплое. Но когда речь идет о новорожденном, возникают такие сложности, о которых молодые родители могут просто не подозревать.

Взрослые ориентируются на свои ощущения. Но мало того, что их восприятие температуры субъективно само по себе – кто-то с первыми теплыми лучами разгуливает в шортах и футболке, а кто-то до июня не снимает куртку и шапку, – так у новорожденных оно работает совсем по-другому.

Младенцы не способны так же легко, как и взрослые, адаптироваться к температурным перепадам. Механизмы терморегуляции в организме новорожденного ребенка не сформированы окончательно. Если взрослый замерз, он может активно подвигаться, чтобы согреться, или просто задрожит. Дрожь – это защита организма. Таким образом он производит тепло еще до того, как человек осознал, насколько ему холодно. У новорожденных этот защитный механизм пока не срабатывает.

Это важно!

Дети первых месяцев жизни замерзают быстрее взрослых. На фоне переохлаждения организм хуже сопротивляется инфекции, и ребенок может простудиться.

Перегреваются дети тоже быстрее, причем перегрев для новорожденных еще опаснее. Потеют они незначительно, поэтому охладиться таким образом, в отличие от взрослых, не могут. Замерзая, ребенок хотя бы начинает активно двигать ручками и ножками – взрослый скорее отреагирует на его беспокойство, а перегреву малыш сопротивляться не может. Мама может заметить, что что-то не в порядке, когда перегрев уже приведет к явным сбоям в организме малыша: резкому подъему температуры, обезвоживанию, нарушению дыхания. В тяжелых случаях перегрев может вызвать необратимые поражения нервной системы.

Чтобы этого не случилось, относится легкомысленно к температурному режиму в комнате малыша нельзя.

Какая температура должна быть в детской комнате

Это важно!

По рекомендациям ВОЗ температура в комнате новорожденного должна быть 18-21 градусов.

Большинству мам такая температура будет казаться слишком прохладной, но для ребенка она комфортна. Повышение допускается до 22 градусов. В более жарких условиях малышу грозит перегрев.

Температура в комнате недоношенного ребенка

В этом вопросе родители часто бьют ложную тревогу и пытаются усложнить себе жизнь. На самом деле, когда недоношенный ребенок выписывается домой – для него такие же температурные условия, как для доношенного ребенка.

Как создать оптимальную температуру

  1. Чтобы создать оптимальную температуру, сначала выясните, какая она в комнате. Самый простой способ – повесьте термометр вблизи кроватки малыша, тогда вы точно будете знать температуру. Но если термометра нет, потрогайте ребенку тыльную сторону шеи – если она влажная и горячая, ребенку жарко, сухая и холодная – холодно. Кроме того, признаки перегрева – покрасневшее лицо малыша, влажные волосы, учащенное тяжелое дыхание, вялость. Когда ребенок мерзнет, он будет беспокоиться, плакать, кожа может приобрести бледный или синюшный оттенок.
  2. Если в комнате холодно, согрейте малыша. Быстрее всего это можно сделать, просто прижав его к себе. Ребенок согреется от вашего тела. Наденьте ему теплый слип, носочки или положите его в утепленный конверт. Накрывать малыша в кроватке обычным одеялом нельзя – велик риск удушения, если он неловко пошевелится и край одеяла сползет ему на лицо. Если в комнате постоянно прохладно, например, из-за проблем с отоплением, приобретите обогреватель. Главное не ставьте его рядом с кроваткой, когда там находится малыш.
  3. Если в комнате жарко, оставьте на малыше минимум одежды: боди без рукавов или легкую распашонку. По возможности подольше оставляйте кроху без подгузника.
Читайте также:
Потрясающий интерьер столовой в красном цвете

Регулярно проветривайте помещение. Если на улице холодно, накрывайте на время проветривания кроватку новорожденного плотной пеленкой или выносите его из комнаты. Ставьте окна в положение проветривания, когда идете гулять. Если в квартире постоянно слишком жарко, к рождению малыша целесообразно будет установить кондиционер. Воздушный поток, опять же, не должен быть направлен на кроватку.

Итак, если температура в помещении будет комфортной для малыша, его кожа будет теплой, сухой, нормального цвета, дыхание – ровным. Он будет крепко спать и активно вести себя в периоды бодрствования.

О требованиях к микроклимату в помещениях детских учреждений

Контроль за обеспечением в детских учреждениях микроклимата, соответствующего санитарно-гигиеническим требованиям, является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Курской области. Напоминаем о важнейших требованиях санитарного законодательства к обеспечению благоприятного микроклимата при организации пребывания детей в детских учреждениях.

Организаторы педагогического процесса могут обеспечить желаемый психологический комфорт в коллективах и предложить самые совершенные образовательные программы, но несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям таких гигиенических параметров, как температура и относительная влажность воздуха могут существенно влиять как на успех в реализации педагогических идей, так и на самочувствие и здоровье детей.

Особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления источников аллергии у детей (например, плесени). Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго в помещениях различного назначения: от 17 0 С в учебных мастерских до 22-24 0 С в помещениях ясельных групп и 29 0 С – в зале бассейна.

Очевидно, недостаточно теплое помещение, наличие сквозняков может стать причиной переохлаждения и проблем со здоровьем. Однако, длительное нахождение во влажном и душном помещении, слишком теплая одежда не по сезону вредны не меньше, чем при охлаждении. Перегрев опасен прежде всего обезвоживанием. Из-за обезвоживания нарушаются многие важные обменные процессы, из-за чего в организме накапливаются токсические вещества, в свою очередь, негативно влияющие на работу жизненно важных органов – мозга, сердца, почек и других.

Инсоляция помещений (проникновение солнечных лучей через световые проемы) также является важным гигиеническим показателем, который нормируется и рассчитывается в проектах строительства детских учреждений. Солнечные лучи, проникая в помещения, оказывают бактерицидный эффект.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, организациях дополнительного образования детей регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Читайте также:
Нужно ли герметизировать швы ламината после укладки

В общеобразовательных учреждениях температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17-20°C; в спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и школьного интерната – 20-24°C; в медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20-22°C, в душевых – 24-25°C, в санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.

В основных помещениях детского сада температура должна составлять:

22-24° С – в приемных, игровых ясельных групп;

21-23° С – в приемных, игровых младшей, средней, старшей групп;

19-20° С – в спальнях всех групповых ячеек;

22-24° С – в туалетных комнатах ясельных групп;

19-20° С – в туалетных дошкольных групп;

22-24° С – в помещениях медицинского назначения;

19-20° С – в помещениях для музыкальных и гимнастических занятий;

не менее 29° С – в залах с ванной бассейна;

25-26° С – в раздевалках с душевой бассейна;

минимум 12° С – на прогулочных верандах;

не менее 15° С – в отапливаемых переходах.

Управление Роспотребнадзора по Курской области напоминает: условия микроклимата крайне важны и при организации жизни и игровой (учебной) деятельности детей дома. В связи с этим приведенная информация будет полезна как педагогам, так и родителям. Помните, увлеченный игрой ребенок может просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при высокой температуре, и точно не задумается о таких «мелочах», как сквозняки или прохлада в комнате, поэтому такие важные моменты должны оставаться на контроле взрослых.

Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция

Особенности терморегуляции у ребенка, детей

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С). Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции. Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования. Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде. Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

Читайте также:
Нежный дизайн интерьера спальни для девочки

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи. Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи. Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела. В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез). Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых. Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу. Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки. Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови. Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Читайте также:
Сколько досок в кубе 25х150х6000: дюймовка обрезная, количество метров, квадратов и штук сороковки необрезной, вес шестиметровых, в одном

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Читайте также:
Плюсы и минусы шкафов-библиотек, их отличительные особенности

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия. Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным. В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар. Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Максимальная длина контура водяного теплого пола: укладка и расчет оптимального значения

Прокладка труб обогрева под покрытием пола считается одним из лучших вариантов отопления дома или квартиры. Они потребляют меньше ресурсов для поддержания указанной температуры в комнате, превышают стандартные настенные радиаторы по уровню надежности, равномерно распределяют тепло в помещении, а не создают отдельные «холодные» и «горячие» зоны.

Длина контура водяного теплого пола — важнейший параметр, который необходимо определить до начала монтажных работ. От него зависит будущая мощность системы, уровень нагрева, выбор комплектующих и конструктивных узлов.

Варианты укладки

Строителями используются четыре распространенных схемы укладки труб, каждая из которых лучше подходит для использования в помещении различной формы. От их «рисунка» в немалой степени зависит максимальная длина контура теплого пола. Это:

  • «Змейка». Последовательная укладка, где горячая и холодна линия, идут друг за другом. Подходит для помещений вытянутой формы с разделением на зоны различной температуры.
  • «Двойная змейка». Применяется в прямоугольных комнатах, но без зонирования. Обеспечивает равномерное прогревание площади.
  • «Угловая змейка». Последовательная система для помещения с равной длиной стен и наличием зоны низкого прогревания.
  • «Улитка». Сдвоенная система прокладывания, подходящая для приближенных к квадрату форм комнат без холодных участков.

Выбранный вариант укладки оказывает влияние на максимальную длину водяного пола, потому что меняется количество петель труб и радиус изгиба, который также «съедает» определенный процент материала.

Расчет длины

Максимальная длина трубы теплого пола для каждого контура рассчитывается отдельно. Чтобы получить необходимое значение понадобится следующая формула:

Значения указываются в метрах и означают следующее:

  • Ш — ширина комнаты.
  • Д — длина помещения.
  • Шу — «шаг укладки» (расстояние между петлями).
  • К — расстояние от коллектора до точки соединения с контурами.

Полученная в результате вычислений длина контура теплого пола дополнительно увеличивается на 5%, куда входит небольшой запас на нивелирование ошибок, изменение радиуса сгибания трубы и соединение с фитингами.

В качестве примера расчета максимальной длины трубы для теплого пола на 1 контур возьмем помещение в 18 м2 со сторонами в 6 и 3 м. Расстояние до коллектора составляет 4 м, а шаг укладки 20 см, получается следующее:

К результату добавляется 5%, что составляет 4,94 м и рекомендуемая длина контура водяного теплого пола увеличивается до 103,74 м, которые округляются до 104 м.

Зависимость от диаметра труб

Второй по важности характеристикой является диаметр используемой трубы. Она напрямую влияет на максимальное значение длины, количество контуров в помещении и мощность насоса, который отвечает за циркуляцию теплоносителя.

Читайте также:
Особенности выбора холодильника для дома

В квартирах и домах со средним размером комнат используются трубы 16, 18 или 20 мм. Оптимальным для жилых помещений является первое значение, оно сбалансировано в плане затрат и производительности. Максимальная длина контура водяного теплого пола 16 трубой составляет 90-100 м в зависимости от выбора материала трубы. Превышать этот показатель не рекомендуется, потому что может образоваться так называемый эффект «запертой петли», когда, вне зависимости от мощности насоса движение теплоносителя в коммуникации прекращается из-за высокого сопротивления жидкости.

Чтобы выбрать оптимальное решение и учесть все нюансы, лучше обратиться к нашему специалисту за консультацией.

Количество контуров и мощность

Монтаж системы отопления должен соответствовать следующим рекомендациям:

  • Одна петля на помещение небольшой площади или часть большого, растягивать контур на несколько комнат нерационально.
  • Один насос на коллектор, даже если заявленной мощности достаточно на обеспечение двух «гребенок».
  • При максимальной длине трубы теплого пола 16 мм в 100 м коллектор устанавливается не более чем на 9 петель.

Если максимальная длина петли теплого пола 16 трубы превышает рекомендованное значение, то помещение разбивается на отдельные контуры, которые соединяются в одну отопительную сеть коллектором. Чтобы обеспечить равномерное распределение теплоносителя по всей системе, специалисты советуют не превышать разницу между отдельными петлями в 15 м, иначе меньший контур прогреется гораздо сильнее, чем больший.

Но что делать, если длина контура теплого пола 16 мм трубы различается на значение, которое превышает 15м? Поможет балансировочная арматура, которая изменяет циркулирующее по каждой петле количество теплоносителя. С ее помощью разница длин может составлять почти два раза.

Температура в комнатах

Также длина контуров теплого пола для 16 трубы оказывает влияние на уровень нагрева. Для поддержания комфортной среды в помещении нужна определенная температура. Для этого прокачиваемая в системе вода нагревается до 55-60 °C. Превышение этого показателя может пагубно сказаться на целостности материала инженерных коммуникаций. В зависимости от назначения комнаты в среднем получаем:

  • 27-29 °C для жилых комнат;
  • 34-35 °C в коридорах, прихожих и проходных помещениях;
  • 32-33 °C в комнатах с повышенной влажностью.

В соответствии с максимальной длиной контура теплого пола 16 мм в 90-100 м разница на «входе» и «выходе» смесительного котла не должна превышать 5 °C, иное значение свидетельствует о теплопотере на отопительной магистрали.

Расчёт тёплого пола по потерям тепла, определение метража труб и других данных

Отправим материал на почту
  • Что потребуется для расчёта
  • Основные расчёты
  • Расчёт теплопотерь
  • Подбор насоса и коллектора
  • Расчёт длины труб и числа контуров
  • Заключение
  • 6 комнат
  • 3 санузла
  • 307² Общая площадь

  • 5 комнат
  • 3 санузла
  • 143.8² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 2 санузла
  • 183.8² Общая площадь

  • 4 комнаты
  • 2 санузла
  • 123.6² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 5 санузлов
  • 395.8² Общая площадь

  • 5 комнат
  • 2 санузла
  • 193.7² Общая площадь

  • 4 комнаты
  • 2 санузла
  • 121.1² Общая площадь

  • 5 комнат
  • 2 санузла
  • 146.2² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 3 санузла
  • 218.5² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 3 санузла
  • 249.8² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 2 санузла
  • 187² Общая площадь

  • 4 комнаты
  • 1 санузел
  • 105.45² Общая площадь

  • 4 комнаты
  • 2 санузла
  • 170² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 2 санузла
  • 253.8² Общая площадь

  • 4 комнаты
  • 2 санузла
  • 222.5² Общая площадь

  • 7 комнат
  • 3 санузла
  • 287² Общая площадь

  • 7 комнат
  • 4 санузла
  • 159² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 2 санузла
  • 265.36² Общая площадь

  • 6 комнат
  • 2 санузла
  • 183.8² Общая площадь

  • 5 комнат
  • 3 санузла
  • 165.6² Общая площадь

Водяной тёплый пол в последние годы все чаще выбирают в качестве альтернативы радиаторам отопления. Таким образом, решаются основные проблемы частных домов – холодные полы и скопление тёплого воздуха под потолком. Но, чтобы система функционировала нормально и перекрывала все теплопотери, необходим профессиональный расчёт тёплого пола на этапе его проектирования. Он достаточно сложен и лучше, чтобы выполняли его специалисты. Но при желании это можно сделать и самостоятельно.

Читайте также:
Палитра красок для стен: как выбрать цвет под интерьер 50 фото идей

Что потребуется для расчёта

Чтобы в доме было тепло, система отопления должна возмещать все потери тепла через ограждающие конструкции, окна и двери, вентиляционную систему. Поэтому основные параметры, которые потребуются для расчётов, это:

  • размеры дома;
  • материалы стен и потолка;
  • размеры, количество и конструкции окон и дверей;
  • мощность вентиляции (объем воздухообмена) и т.п.

Также нужно учитывать особенности климата в регионе (минимальную зимнюю температуру) и желаемую температуру воздуха в каждой комнате.

Эти данные позволят рассчитать необходимую тепловую мощность системы, которая является основным параметром для определения мощности насоса, температуры теплоносителя, длины и сечения труб и т.д.

Поможет выполнить теплотехнический расчёт трубы для тёплого пола калькулятор, размещённый на сайтах многих строительных компаний, оказывающих услуги по его монтажу.

Обратите внимание! Если водяной тёплый пол будет использоваться как дополнительный, а не основной источник тепла, полученные значения мощности уменьшают до определённой доли.

Основные расчёты

Выполнить расчёт трубы для тёплого пола, выбрать насос и коллектор для системы отопления коттеджа поможет определение требуемой мощности системы.

Расчёт теплопотерь

Требуемая мощность тепловых контуров (М) зависит от потерь тепла (Q) и определяется по формуле:

М = Q×1,2

Тепло уходит через наружные стены, перекрытия, окна.

На заметку! Так как в нашем случае пол будет отапливаться, теплопотери через него не учитываются.

Чтобы определить потери, нужно знать значения термических сопротивлений (R) всех конструкций. Вычислить их легко, если разделить толщину стены или другой конструкции на коэффициент теплопроводности, свой для каждого материала. Он находится по таблице:

Материалы Коэффициент теплопроводности, Вт/(м°*С)
Железобетон 1,7
Силикатный кирпич 0,7
Керамический кирпич 0,44
Газобетон и пенобетон 0,26
Керамзитобетон 0,4
Дерево 0,18
Минеральная вата 0,055
Пенополистирол 0,038

Например, если дом построен из бруса толщиной 20 см, то термическое сопротивление наружных стен вычисляется так:

0,2/0,18 = 1,11 м²°С/Вт

Если стены утеплены минеральной ватой, расчёт нужно выполнить и для неё, и для материала фасадной отделки. Сложность расчётов заключается ещё и в том, что потери тепла считаются индивидуально для каждой конструкции: из площади стен вычитают площадь проёмов, определяют тепловое сопротивление стеклопакетов и оконных профилей, учитывают мощность, необходимую для нагрева воздуха, поступающего внутрь через вентканалы и т.д.

Именно поэтому правильнее будет довериться специалистам. Но особо экономные и располагающие временем домовладельцы могут воспользоваться следующей формулой:

Q = 1/R х (Тв – Тн) х S,

где S – это площадь конструкции, а Тв и Тн – температура внутри помещения и снаружи (минимальная).

Покажем на примере, как рассчитать тёплый пол. Допустим, что площадь внешних стен в комнате нашего дома из бруса 50 м², минимальная зимняя температура на улице -30°, а внутри должна быть +24°. Тогда:

Q = 1/1,11 х (24 – (-30)) х 50 = 2432 Вт

Но это ещё не все, следует учесть ориентацию комнаты по стороне света. Если она выходит на юг, оставляем значение без изменений, если на север, умножаем на коэффициент 1,1, на запад или восток – 1,05.

Затем по той же формуле отдельно вычисляем потери тепла через окна, складывая их площадь, через входную дверь, потолок, вентиляционную систему (по объёму воздуха в единицу времени). И суммируем все результаты. И так по каждой комнате, особенно если в них предполагается поддерживать разную температуру.

Предположим, что в итоге у нас получилось 12500 Вт. Умножаем на 1,2 и получаем требуемую мощность системы 15000 Вт или 15 кВт.

Читайте также:
Основы кладки кирпича для стен дома.: уроки, схема, фото +Видео инструкция

Подбор насоса и коллектора

Оборудование подбирается в соответствии с мощностью тёплого пола, определённого по потерям тепла. При выборе нужно делать запас в 15-20%, чтобы гарантировать работу системы в нормальном режиме. В нашем случае потребуется оборудование мощностью 18 кВт.

Но узел смешения должен иметь необходимое количество выходов, равное количеству контуров тёплого пола.

Расчёт длины труб и числа контуров

Расход трубы на тёплый пол на м2 зависит от схемы укладки и шага между трубами. Как правило, его выбирают в пределах 15-30 см, уменьшая до 10 см в холодных зонах: вдоль наружных стен, у входной двери.

Проще посчитать требуемую длину трубы на один контур, разделив площадь обогрева (S) на шаг укладки (N), и добавив 10% на изгибы:

L = S/N х 1.1

Это важно! Не забывайте добавлять длину трубы для подачи и обратки от коллектора до контура.

Можно проверить расчёт по таблице, показывающей расход трубы в зависимости от шага укладки.

  • Если результат получился меньше 100 м, можно использовать трубы диаметром 16 или 18 мм.
  • Если 100-120 м, сечение увеличивают до 20 мм.
  • Если больше 120 м, то в помещении укладывают 2 или 3 контура, разбивая его на примерно равные части.
  • В идеале все контуры в доме должны быть одной длины, но на практике добиться этого трудно, поэтому допускается разница в 30-40%.

Видео описание

Как выбрать форму укладки и разбить помещение на контуры, можно узнать, посмотрев видео:

Количество контуров определяется исходя из теплоотдачи каждого. Например, вы решили ориентироваться на комнату площадью 12 м², расстояние от которой до коллектора 5 м. Длина труб в этом случае при шаге 20 см получится 76 м:

12/0,2 х 1,1 + 2 х 5 = 76

Если теплоотдача 1 м² 80 Вт, то всей комнаты – 12 х 80 = 960 Вт. А ваше оборудование мощностью 15 кВт сможет «потянуть» 15000/960 = 15,6 контуров такой длины. Это в теории – в реальности лучше уменьшить их на 2. Получаем 13 контуров и подбираем коллектор с таким же количеством выходов.

Или подбираем другие варианты, меняя шаг укладки, длину контура, диаметр труб.

Заключение

Если вы решили обогревать этим способом только входную зону и ванную, можно использовать самостоятельные вычисления или калькулятор тёплого пола водяного – длина трубы, её сечение и прочие параметры в этом случае не столь принципиальны. Но проект отопления целого коттеджа лучше поручить опытным специалистам, которые учтут все теплопотери и смогут выбрать оптимальную схему.

Схемы укладки труб теплого пола

Вступление

Наверняка вы знаете, что водяной теплый пол это система обогрева пола, теплоносителем (чаще водой), двигающимся по трубам, уложенным в пол. Для понимания дальнейшего изложения, напомню, что элементами водного теплого пола являются: коллектор теплого пола; трубы, уложенные по замкнутому контуру; конструкция пола.

Особенность укладки труб теплого пола

Принцип работы теплого пола ничем не отличается от радиаторного отопления. От источника тепла, нагретая вода, циркулирует по системе, отдавая тепло в помещение. Передача тепла от труб осуществляется через слой стяжки или отражается от конструкции пола.

Ключевое словом в принципе работы теплого пола, важное для дальнейшего рассказа, является слово – циркулирует, то есть движется по условно замкнутой траектории, в нашем случае движется по условно замкнутому контуру.

Контур теплого пола это труба, проложенная в строительной конструкции пола или стены, по траектории, начинающейся от коллектора и заканчивающейся в нём же.

Читайте также:
ПВХ трубы и фитинги для водопровода: монтаж, цена

Длина контура

Вода не электричество, для циркуляции она должна втекать и вытекать. В контур теплого пола, вода втекает нагретой. Обычно, до температуры 50-55˚C. Совершая движение по контуру, вода, естественно остывает, отдавая тепло, и вытекает из контура уже охлаждённой. В коллекторе вода смешивается с горячей водой, тем самым опять подогревается и поступает в контур температурой 50-55˚C.

Чтобы теплый пол не охлаждал сам себя, максимально допустимой длиной контура теплого пола, считается:

  • Для труб 20 мм — макс. длина 120 метров;
  • Для труб 16 мм — макс. длина 100 метров.

Оптимальная длина контура теплого пола, рекомендована до 90 и 70 метров соответственно.

Фиксируем первый параметр важный для схемы укладки труб теплого пола: длина каждого контура теплого пола должна быть не более 100 (120) метров, оптимально не более 70 (90) метров для труб 16 (20) мм.

Напомню, что в доме может сколько угодно контуров теплого пола, а также возможно установить несколько коллекторов. Для примера проект теплого пола.

Схемы укладки труб теплого пола

Замкнутость контура теплого пола не единственная его особенность. В теории, проложить замкнутый контур из труб можно по хаотической траектории. На практике, трубу контура нужно проложить так, чтобы она не только возвращалась туда откуда началась, но и не пересекалась по трасе. Кстати, это же условие не пересечения. Относится и к разным контурам теплого пола.

Вы сами можете попробовать нарисовать линию с двумя перечисленными условиями, не пересекаться и заканчиваться, там, где началась. Получатся у вас схемы укладки труб теплого пола, называемые «улитка», «змейка 1», «змейка 2». Все остальные схемы будут производными от этих простейших схем.

Чем отличаются схемы укладки

Обратим внимание на отличия этих схем. Схемы «улитка» и «змейка 2», нарисованы так, что теплая и холодная половики контура смешиваются, образуя чередование веток тепло-холод-тепло-холод. Такая схема обеспечивает равномерный прогрев пола, не создавая отдельных холодных и теплых зон.

Схема «змейка 1», создает отдельную, теплую зону и отдельную холодную зону. Эта схема используется в комнатах имеющих наружные стены с окнами, для большего прогрева именно зон примыкания к наружным стенам.

Обращу ваше внимание, что используемы понятия холодная и теплая зоны весьма условны. Температура теплоносителя в «холодной» зоне выше 30˚C.

Расстояние между трубами

Составляя схемы укладки труб теплого пола, кроме длины и рисунка контура, встает вопрос шага водяного теплого пола или расстояния между ветками (нитками) этих хитрых схем. Очевидно, что они тоже должны быть определены.

И здесь самое интересное. Шаг водяного теплого пола зависит от расчетной тепловой нагрузке, которая в свою очередь рассчитывается от тепловых потерь дома, диаметра выбранных труб, длины контра и температуры теплоносителя на входе.

Эти расчеты я покажу в другой статье, здесь выводы. Шаг водяного теплого пола принимается равным:

  • 300 мм для тепловой нагрузки 50 Вт/кв. метр;
  • 150 мм для тепловой нагрузки 80 Вт/кв. метр;
  • 200/250 мм, для помещений с высокими потолками или большими площадями.

Для зон примыкания к наружным стенам шаг теплого пола может снижаться.

Фиксируем второй параметр для схемы укладки труб теплого пола – шаг теплого пола 150 мм для тепловой нагрузки 80-90 Вт/кв. метр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: